Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Культура Японии: Новый год в Японии.


Культура Японии: Новый год в Японии.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Новый год в Японии

Новый год, по-японски «о-сегацу» или, дословно, первый месяц года, является одним из важнейших праздников. Это время,
когда подводятся итоги уходящего года и прощаются с долгами. Раньше Новый год справляли по лунному календарю, согласно
которому праздник проводили в конце января, но под влиянием европейской культуры, его справляют как и в Европе.

Подготовка жилища
Японцы очень трепетно относятся к своим традициям, и поэтому подготовка к празднованиям ведется весь декабрь. По традиции,
с 13 декабря начинается уборка жилища — по-японски «сусу хараи» — "очистка от сажи и копоти". По поверьям, грязное и
неубранное жилье не посетит синтоистское Божество года —Тосигами, и в доме не будет удачи, поэтому уборка проводится с особой
тщательностью и усердием. Как и у нас, в Японии празднество не обходится без новогодней ели, но украшают ее не
игрушками и гирляндами, а различными экзотическими растениями, которые произрастают на островах.
По обе стороны входа в дом, ставится икебана «кодоматсу», состоящая из еловых веток, бамбуковых прутьев и веток
персикового дерева. По поверьям, это привлечет в дом благосостояние. Вы спросите — почему именно эти 3 вида веток
составляют композицию? Дело в том, что у Японцев каждое дерево что-то символизирует. Ель — это жизнь, бамбук- сила и
стойкость, а ветки персика - надежда и постоянность.

Подарки
Какой Новый год обходится без подарков? Ответ: Никакой.
Японцы думают также. Существует два вида подарков:
Первый — «тосидама», "сокровища года" — это денежные подарки для детей, которые
вручаются в конвертах.
Второй — «о-сэйбо» ("сэйбо" — конец года, а добавление уважительного префикса "о-"
придает слову значение подарка по этому случаю). Вручаются родителям, коллегам по работе,
учителям или начальникам. Все подарки красиво упаковываются и украшаются декоративными
бантами и каллиграфической надписью с именами отправителя и человека, которому адресо-
ван подарок.

Предновогоднее застолье (Сицу)
В последний вечер уходящего года вся семья собирается за
праздничным столом. Надо сказать, что, как и в нашей стране, хозяйка заранее готовит
на 2-3 дня вперед, чтобы потом отдохнуть от повседневной готовки. На столе присутствует
традиционное для этого праздника сакэ (японская рисовая водка), суп — дзони (смесь
овощей, курятины и морепродуктов c добавлением соевого соуса) и моти (пирожки из
риса). По аналогии, у нас шампанское, салат оливье и красная икра. Также, праздник не обхо-
дится без лапши, сельди иваси, вареных бобов и бесчисленных маринадов и солений.
При приеме пищи принято произносить заклинания, которые отпугивают злых духов.

Новогодние открытки
Поздравительные открытки — «нэнгадзе» — являются одним из важных ритуалов перед Новым годом. Их посылают всем
близким и знакомым чтобы выразить свое уважение. Обычно, на открытках изображают один из двенадцати
восточных знаков зодиака под которым пройдет год. Несмотря на обилие готовых типографских открыток, особым знаком
уважения считается отправить открытку, нарисованную своими руками при помощи кисточки и туши.
При приеме пищи принято произносить заклинания, которые отпугивают злых духов.

Главный талисман.
В Новый год, каждая японская семья старается приобрести фигурку древнего божества буддийского пантеона - Даруму. Эта кукла,
у которой отсутствуют руки и ноги. По легенде, индийский священник Бодхидхарама (в Японии Дарума)
провел 10 лет в непробудной медитации в пещере. После чего у него отказали руки и ноги.
Японцы верят, что Дарума исполняет желания. Для этого проводится специальный ритуал. В одной из его пустых глазниц рисуют один
зрачок и загадывают желание. За столь щедрый дар, божество обязуется выполнить желание, в
надежде обрести второй глаз. Если желание не сбывается, то через год куклу сжигают на костре.

Наступление Нового Года.
Ближе к полуночи японцы устремляются в буддистские храмы, чтобы встретить Новый год, о котором известят сто
восемь ударов колоколов. Такое количество ударов выбрано не случайно. Дело в том, что, по восточным поверьям, люди
подвержены шести нравственным порокам: злость, легкомыслие, жадность, алчность, глупость и неряшливость.
Каждый из пороков, в свою очередь, делится на 18 своеобразных прослоек или уровней. Итого набегает сто восемь.
Каждый удар колокола снимает один недостаток. С последним ударом территория храмов наполняется восторженными
криками людей. И толпы посетителей устремляются на праздничные базары, которые устраивают у подножий храмов. Там
можно купить сувениры, талисманы, которые будут охранять дом весь год, и различные сладости.
Навеселившись, японцы устремляются на возвышенности или к воде, чтобы встретить первый рассвет нового
года. Когда появляются первые лучи восходящего солнца, они два раза хлопают в ладоши и говорят:
«Син-нен-омэдэто», что, в переводе на русский, означает: «С Новым годом!».
Вот такой Новый год по-японски. На мой взгляд, очень насыщенный и до жути народный праздник, сочетающий
в себе многовековые традиции, приправленные современными веяниями.

0

2

Танабата
Причем тут вообще Танабата? Если вы не в курсе, то рекомендую ознакомиться с рассказом «Рапсодия на бамбуковых листьях». Даже в аниме есть множество ссылок на события этого праздника. Но об этом — позже.
Танабатой (七夕) или Звездным фестивалем в Японии называют праздник, отмечаемый 7 июля. Родом он пришел из Китая, а первоначальная дата празднования – седьмой день седьмого месяца по старому китайскому календарю, что приходится примерно на середину августа по новому (на месяц позже). После того, как в Японии приняли григорианский календарь, Танабату стали праздновать 7 июля. Стоит отметить, что некоторые люди до сих пор продолжают отмечать его по старому стилю – ситуация очень походит на «старый новый год».
Легенда
Герои сказки — две звезды, которые на небосклоне находятся друг против друга и разделены Млечным Путем. Это пастух Хикобоси — звезда Альтаир в созвездии Орла и ткачиха Орихимэ — звезда Вега в созвездии Лиры.
Принцесса Орихимэ, дочь небесного царя, искусного ткача, вместе с отцом пряла небесную парчу — облака. Однажды, оторвавшись от работы, она увидела невдалеке прекрасного юношу — Волопаса (Хикобоси), который пас коров. Молодые люди с первого взгляда полюбили друг друга и забросили работу, чем вызвали гнев отца девушки.
Он повелел разлучить влюбленных и приказал стоять им всю жизнь по обе стороны Млечного Пути. Встречаться они могли только раз в году — 7 июля. Однако через Млечный Путь не было моста, поэтому молодые люди впали в отчаяние. Тут влюбленным на помощь пришли сороки, которые, выстроившись в ряд и сомкнув крылья, построили мост для влюбленных. Столь романтический сюжет делал этот праздник особенно популярным у девушек и девочек.
Обычаи
В этот день в Японии принято ставить напротив дверей и ворот бамбуковые ветки, к которым прикреплялись длинные тонкие бумажные полоски, называемые танзаку. На этих бумажках писали различные пожелания. Считалось, что это особенно поможет стать поэтом, художником или  архитектором — принцесса Орихимэ была покровительницей искусств. Часто ей делались подношения в виде вырезанных из бумаги кимано. Пастуху же подносили пять разноцветных нитей (зеленая, красная, белая, пурпурная и черная), прося у него хорошего урожая — он был покровителем земледельцев.
Интерпретация
События, произошедшие в праздник танабаты «три года назад» являются одними из самых важных в «Меланхолии». Именно в ночь на 7 июля 2006 года (это и есть «три года назад» относительно повествования в сериале) произошло то, что Асахина назвала «временной разлом», Коидзуми – «создание нового мира», а Нагато - «огромный всплеск данных».
Сперва рассмотрим опенинг. В самом его начале видно, как Харухи смотрит на звездное небо. Если присмотреться, то можно заметить: у Харухи более длинные волосы, чем обычно. Через несколько мгновений ее прическа вновь становится короткой и на ней оказывается форма северной старшей. Что это может значить? Это намек на события танабаты «три года назад», когда Харухи еще училась в средней школе.
Некоторые фанаты видят в этом что-то романтическое — вполне возможно. Например, руку, которую Харухи протягивает «в небеса» можно интерпретировать как желание встретиться со своим избранником. В данном случае роль пастуха Хикобоси достается Кёну, а принцессы Орихимэ – Харухи, что подчеркивает романтитку в их отношениях. Есть и другая версия: это олицетворение «руки к богу». Прямо как на знаменитой картине Микеланджело.
Еще одна загадка – во время «путешествия среди звезд» в опенинге, когда можно заметить почти всех основных персонажей, один из них отсутствует. Где же Кён?
Стоит отметить один интересный факт, связанный с танабатой. Как уже известно, этот праздник пришел в Японию из Китая. Однако, не только японцы его позаимствовали — в этом также преуспела и Корея. Их история танабаты очень похожа на японскую, различия только в именах. Самое интересное в том, что в корейской версии имя пастуха — Kyonu. Это еще одно косвенное свидетельство в пользу того, что Кён играет роль Хикобоси.
Некоторые теории
Приведем основной смысл теорий, которые строятся на основе Танабаты.
Теория 1: Танабата — еще одно свидетельство способностей Харухи. Согласно этой теории, Харухи и Кён — это не принцесса и пастух, просто Харухи подсознательно в это верит, поэтому их отношения складываются как в легенде. Таким образом все сводится к еще одному «изменению реальности» по желанию Харухи. В данном случае Кён — просто счастливчик.
Теория 2: Харухи на самом деле является богиней Орихимэ, а Кён – обычный пастух, которого она полюбила. Они смогли преодолеть судьбу и видаться намного чаще, чем раз в год. Эта теория объясняет, почему Кён — «ключ к Харухи», как выражался Коидзуми. Однако, это не объясняет, почему они оба не могут осознать свою роль.
Теория 3: Танабата — просто метафора, чтобы описать происходящие события. Харухи — не богиня, но и Кён — не совсем обычный человек. Из нашумевшего представления Харухи в начале учебы известно, что она хочет встретиться с экстрасенсами, путешественниками во времени, пришельцами и гостями из иных миров. Насчет первых троих все ясно, а насчет иных миров — не очень. Но единственный оставшийся участник — это Кён, чья сущность до сих пор не ясна. Быть может, он и есть тот самый гость из другого мира? Это предположение кажется совсем невероятным: Коидзуми упоминал, что он обнаружил свои способности «три года назад», быть может, тогда и появился Кён? Это означает, что мир для Харухи до изменения был очень похож на прежний, но в нем не было одного человека — Кёна.
Вы спросите: а как же родители Кёна? А его друзья из младшей школы? Объяснение этому одно — мир изменился, а его новые обитатели могли родиться с уже существующей памятью. Коидзуми намекал на это: если вспомнить длинные философские монологи, которым он травил Кёна при знакомстве, он говорил «Нет никаких оснований полагать, что мир не был создан три года назад». С такими рассуждениями можно утверждать, что мир мог родиться и пять минут назад, ведь нет способа проверки.
Терория 3.1: Может быть справедлива и обратная ситуация – в другой мир попала сама Харухи. Эта теория основывается на том, что, Харухи в ночь танабаты «три года назад» сама пожелала попасть в другой мир. Загадала и повесила свое желание на веточку. А во время Танабаты, они, как известно, имеют тенденцию сбываться. По правде говоря, особой разницы между теориями 3 и 3.1 нет – все зависит от того, «из каких глаз смотреть». Вопрос становится похож на «что раньше, яйцо или курица?»

0


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Культура Японии: Новый год в Японии.