Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Традиционное оружие Японии


Традиционное оружие Японии

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Вся история древней и средневековой Японии - это бесконечные войны. Причем войны не "холодные", дипломатические и под коверные, а "горячие", в которых принимали участие значительные армии. В отличие от стран Европы и материковой Азии основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и личные полководческие таланты командующих армиями.

Из вышеуказанного можно сделать важный вывод: военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Единство японской военной культуры дает нам возможность составить достоверное представление о периоде именно на основании этого фактора военной истории. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука, копья и меча.

Эпоха Лука
Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Эти тяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

Эпоха Копья
В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии. Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эпоха Меча
С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало само достаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

Тёкуто - древнейший прямой меч.
Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.
Танто - кинжал или нож длиной до 30 см.
Вакидзаси, Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).
Тати - большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.
Катана или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.
Нодати или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.
Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.

Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия
К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).

Дзиттэ - оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.

Ёрой-доси - "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.

Кайкэн - женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.

Кодзука - боевой нож. Часто использовался как бытовой.

Коцука - боевой нож, носился в ножнах боевого меча.

Нагината - японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.

Тэссэн (Дансэн утива) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.

Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару). После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".

+1

2

Исторические периоды и основные центры производства японских мечей
http://s48.radikal.ru/i122/0906/88/d8973a0d8cbet.jpg
Развитие японского меча происходило параллельно событиям в японской истории и было тесно с ними связано. Периоды японской истории обозначены выше.
Специфические японские эры ("нэнго") назывались обычно по имени царствующего в этот период императора. Эры производства мечей имеют свои специальные названия: КОТО - "период старых мечей"; СИНТО - "эра новых мечей"; СИНСИНТО - "новая эра новых мечей"; ГЭНДАЙ или КИНДАЙ - "эра новейших мечей"; СИНСЯКУ - "эра современных мечей".
Примечание: Точные даты могут расходиться в различных текстах, т.к. японские эры ("нэнго") точно не согласовываются с западным календарем.
Также часто при упоминании эпох Синсинто и Гэндай различаются года деления в различных источниках. Некоторые авторы датируют начало эры Гэндай с революции Мэйдзи (1868), тогда как другие ведут отсчет с эдикта Хайтори (1876), которым было запрещено ношение мечей и ликвидирован класс самураев.
Основные центры производства японских мечей в Средневековье.
http://i073.radikal.ru/0906/47/77e53a3aea5bt.jpg
Школы периода КОТО
Mino - Мино
Yamashiro - Ямасиро
Bizen - Бидзэн
Yamato - Ямато
Sagami - Сагами
Школы периодов Синто/Синсинто
Satsuma - Сацума
Higo - Хиго
Bungo - Бунго
Hizen - Хидзэн
Chikuzen - Тикудзэн
Iwami - Ивами
Nagato - Нагато
Bitchu - Биттю
Awa - Ава
Iyo - Иё
Tosa - Тоса
Tamba - Тамба
Settsu - Сeтцу
Ise - Исэ
Owari - Овари
Kaga - Кага
Echizen - Этидзэн
Etigo - Этиго
Dewa - Дэва

0

3

Hошение меча ниндзя-то

В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского специалиста таковы.
Во-первых, торчащие рукоять и кодзири болтаются из стороны в сторону и беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или того хуже пробить висок.
В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен.
Вообще традиция меча за спиной была известна японцам с глубочайшей древности. Правда, носили его в таком случае не так, как это показывают в фильмах про ниндзя, а совсем наоборот: рукоять над левым плечом, а кодзири у правого бока. При таком положении меча правша может легко выхватить даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Hавы, именно этим традиционным для японских воинов способом и пользовались в случае необходимости <воины-тени>, отнюдь не бывшие новаторами-рационализаторами в этом вопросе.
Впрочем, это лишь гипотеза исследователя. И другие авторы считают, что ниндзя все-таки носили меч на киношный манер в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти.
Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили также как и обычные воины - за поясом на левом боку. Именно это положение давало максимум удобств, так как меч постоянно был в буквальном смысле под рукой. Его можно было мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая свобода маневра была очень кстати во время тайного проникновения во вражеский дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью как щупом. Если было нужно сделать кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на середину живота, если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под забором, <невидимка> вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой при помощи шнура.
Окраска ниндзя-то
Одной из самых интересных загадок ниндзя-то является вопрос окраски его клинка.
Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу о том, что ниндзя-то специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые <черные мечи> (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.
Действительно, в настоящее время известны некоторые образцы японского оружия, выкрашенные в черный цвет. Известно, например, что в ХХ веке японцы специально чернили штыки, чтобы они не отсвечивали во время ночных атак. Да и сюрикэны, которые использовали ниндзя, тоже были черными.
Однако гипотеза о <черных мечах> на поверку оказывается совершенно беспочвенной.
Во-первых, название <курогатана> не встречается ни в каких древних текстах. Во-вторых, ни один из знаменитых боевых мечей не имеет лакового покрытия. Дело в том, что для шлифовки и заточки такого меча требуются колоссальные усилия, так как для этого необходимо удалить весь лак. В действительности, покрытые лаком мечи назывались о-каси-гатана, что буквально означает <меч, даваемый взаймы>. В периоды мира князья-даймс заказывали дешевые мечи десятками про запас на случай войны, чтобы при необходимости ими можно было вооружить воинов. Так как эти мечи подлежали долгому хранению в арсеналах без употребления, их во избежание ржавения покрывали лаком (хорошие же мечи самураи хранили в бочках с маслом). Мечи о-каси-гатана обычно имели длину от 60 до 70 см и были слишком длинными для ниндзя.
В.H. Попенко в своей работе <Древнее оружие Востока> приводит десятки способов окраски мечей в разные цвета радужного спектра, якобы соответствующих традициям разных школ нин-дзюцу. Он пишет: <Каждая школа (а к XVII веку их стало более 70-ти), чтобы подчеркнуть свое отличие и индивидуальность, использовала, помимо традиционных, также и клинки <своего> цвета: Рецепты окраски каждая школа хранила в тайне, однако секреты многих цветов были разгаданы>. Согласно утверждениям Попенко, мечи Тогакурэ-рю были голубыми, Синсю-рю - сине-черными, Хатуро-рю (вероятно, имеется ввиду Хагуро-рю - прим. автора) - темно-вишневыми, рсицунэ-рю - бронзово-коричневыми и т.д. и т.п.
Познакомившись с этими <разгаданными> рецептами, автор испытал настоящее чувство зависти: какой счастливый человек, этот Виктор Hиколаевич Попенко! У него, видать, в кланах ниндзя обширные связи! Даже в японских музеях нин-дзюцу ни одного крашенного меча нет, а он уже где-то рецепты окраски клинков сразу по одиннадцати школам раздобыл!
Увы! Крашенных <по-попенковски> мечей в Японии пока не нашли. И как ни поражают воображение отдельных недалеких товарищей голубые мечи школы Тогакурэ-рю, все это чистейшей воды выдумка <ниндзеведа>, начитавшегося работ по современной металлургии и решившегося запродать секрет своим не очень умным читателям. Чего стоит только одна фраза в описании технологии хромирования (его, согласно Попенко, использовали <все школы>): <В современных условиях применяются различные способы хромирования (металлизации): электролитический, химический, газоплазменный (напыление), плакированием, осаждением химических соединений из газовой фазы, электрофорезом, вакуумным взрывом, лазерный, плазменный, погружением в расплав и другие>. Да, далеко шагнула мысль средневековых лазутчиков: Hет! Hе были мечи ниндзя ни черными, ни серо-буро-малиновыми. И по внешнему виду клинки их ничем не отличались от обычных.
В. Момот в своей работе <Традиционное оружие ниндзя> (т. 1, с. 176) пишет, что ниндзя за редким исключением никогда не полировали своих мечей, чтобы не <отсвечивать>. Однако и эта идея выглядит весьма сомнительной, так как, в действительности, полируют мечи совсем не для красоты, а для того, чтобы защитить их от ржавчины.

+1

4

Анатомия катаны

Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенным образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана». Не только благодаря качеству его стали и изяществу отделки, но и потому, что ряд принципов конструкции катан, остающейся практически неизменной с 14 в., лег в основу многих моделей современного боевого холодного оружия.
Классическая катана, иначе именуемая «дайто», — это меч с изогнутым клинком длиной от 61 до 75 см, заточенным с одной стороны и одинаково удобным для пешего и конного боя. Его лезвие стандартной шириной 3 см обычно имеет толщину в 0,5 см возле закрывающей 30-сантиметровую рукоять круглой чашки-гарды — «цубо» и сужается к концу острия — «киссаки» до толщины волоса. Центр тяжести такого меча смещен к острию, что облегчает рубящие удары. Масса катаны в зависимости от длины составляет 0,9-1,2 кг.
Именно этот меч стал считаться в Японии символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Так, признаком достоинства самурая считалось наличие 10 и более мечей, различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей и предназначенных для ношения (в паре с идентично оформленным коротким «вакидзаши») в разных ситуациях — на придворных праздниках, охотах, и, разумеется, на войне. Если самурай хотел оказать свое миролюбие, то вешал катану на правый бок — когда извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку указывала, что ее хозяин «вышел на тропу войны».
Приходя в гости, самурай тут же передавал катану слуге, который с поклоном водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если визит носил особо дружеский характер, гость снимал и короткий вакидзаши, укладывая его под правую руку рукоятью к себе. Обернуть рукоять к собеседнику считалось оскорблением, поскольку этот жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве собеседника. Угрозой для чести хозяина меча и даже поводом для поединка считались случаи, когда собеседник касался меча гостя случайным неловким жестом. Напротив, хозяин меча считал для себя большой честью, если его собеседник, восхитившись красотой клинка, просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую прозрачную ткань (чтобы прикосновение влажных пальцев не стало причиной ржавчины).По гибкости, прочности и остроте катаны превосходили арабские булаты, не говоря уж о мечах европейской ковки. Сравнивая их химический состав, современные металлурги установили, что содержание фосфора в японских катанах не превышает 0,003%, тогда как в булатных клинках оно составляет 0,02%. Но это — сухие цифры. А наглядной иллюстрацией качеств самурайского меча служит известный эпизод американского фильма «Телохранитель», когда главный герой в исполнении К.Костнера роняет на лезвие лежащей на подставке катаны шелковый платок — и он мягко распадается надвое... Впечатляют и выступления мастеров японского фехтования «кендзюцу», разрубающих мечами летящих стрекоз, рисовые зерна и падающие капли дождя.
Любой турист, посетивший Страну восходящего солнца, может купить там сувенирные катаны и вакид-заши классических форм и размеров, изготовленные промышленным способом из стали марки «440». Конечно, их качество так же далеко от подлинных самурайских клинков, как быт современных японцев от образа жизни их предков 300-летней давности. Уже с середины 19 в. искусство старых мастеров было подорвано массовым коммерческим производством, а с 1945 до 1953 г. изготовление таких мечей было вообще запрещено американскими оккупационными властями как «рецидив японского милитаризма».
После отмены этого запрета японские власти, стремясь возродить древнее мастерство, создали Общество сохранения искусства производства мечей, заодно распорядившись собрать и переплавить изготовленные массовым способом дешевые клинки, выделанные между 1905 и 1945 гг. Но и сейчас в Японии насчитывается не более 300 мастеров «муканса», умеющих вручную сделать клинок, подобный старинному. Из-за большого срока обучения и накопления опыта средний возраст таких мастеров превышает 60 лет. Следуя правилам своей гильдии, они имеют право производить ежемесячно не более двух катан. Обычно их делают по заказам богатых потомков самурайских родов — в подарок родне или местным храмам.
Чтобы воочию увидеть настоящий самурайский меч, россиянам не обязательно ехать в Японию. За последнее столетие наша страна дважды получала богатейшие коллекции старинного японского оружия — как трофеи войн 1905 и 1945 гг. С тех пор в экспозициях петербургских Эрмитажа и Кунсткамеры, а также в музеях Приморья хранятся уникальные придворные и боевые мечи старинной работы. К сожалению, в последнее время они все чаще привлекают внимание не только бескорыстных ценителей, но и банальных воров.
Только в 1994—1995 гг. ценнейшие образцы катан были похищены из питерской Кунсткамеры и краеведческого музея Владивостока. Не исключено, что украденные клинки вернулись затем на историческую родину. Ведь японские антиквары, обживающие наши оружейные «черные рынки», дают сейчас в обмен на одну армейскую винтовку «арисака» времен русско-японской войны небитый автомобиль «тойота». А за старинную катану готовы выложить цену «джипа» или даже «мерседеса», зная, что в накладе не останутся...

0

5

Катана - схема и названия частей

Лезвие

http://i034.radikal.ru/0906/97/b97436f33430t.jpg
                    1. Нагадза
                    2. Сори
                    3. Накаго
                    4. Моноути[/align]   

http://s55.radikal.ru/i148/0906/a5/7f9607e7de70t.jpg
                    1. Кисаки           
                    2. Фукуса
                    3. Боси
                    4. Ко-синоги
                    5. Ёкоте
                    6. А
                    7. Яки-а
                    8. Амон
                    9. Дзи-ада
                    10.Ада
                    11.Синоги
                    12.Синоги-дзи
                    13.Муне
                    14.Ниои или Ниэ

http://s39.radikal.ru/i086/0906/30/4d9a34deb36at.jpg

                    15.А-маси
                    16.Абаки               
                    17.Мэкуги-ана
                    18.Мэи
                    19.Ясури-мэ
                    20.Накаго-дзири
                    21.Мунэ-маси

II. Рукоятка

http://s41.radikal.ru/i094/0906/37/9c3b002edfeft.jpg

                     1. Сэпа
                     2. Фуси
                     3. Мэкуги
                     4. Мэнуки
                     5. Цука-ито
                     6. Самэ
                     7. Касира
                     8. Абаки
                     9. Цуба
                    10. Цука

III. Ножны

http://i041.radikal.ru/0906/70/9107e16db5aet.jpg

                     1. Кодзири
                     2. Сая
                     3. Сагео
                     4. Ситотоме
                     5. Куриката
                     6. Ицу
                     7. Кои-гуси           

А (или Ха)  режущая кромка
Абаки крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
Касира головка рукояти
Кои-гуси вход в ножны
Моноути бьющая поверхность
Мунэ тупой конец клинка
Мэкуги бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
Накаго основание лезвия
Сагэо веревка
Сая ножны
Цуба гарда
Цука рукоятка
Синоги ребро клинка

Второстепенные части
Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
А маси (или Ха маси) край А
Амон линия закалки
Боси линия закалки на острие
Екоте разделяющая линия острия
Дзи-ада лезвие
Ицу канавка для Кодзука (нож)
Когай (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
Кисаки острие
Кодзири оконечность ножен
Ко-синоги ребро клинка на острие
Куриката петля для Сагэо
Мунэ маси край Мунэ
Мэи надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
Мэкуги-ана отверстие для штыря
Мэнуки орнамент рукоятки
Нагадза длина клинка
Накаго-дзири оконечность Накаго
Ниои или Ниэ частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
Самэ кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
Ситотомэ отверстие для Куриката
Сори прогиб
Сэпа шайбы
Фуси муфта рукоятки
Цука-ито шнурок, окружающий рукоятку
Синоги-дзи плоская часть клинка
Яки-а (или Яки-ха) закаленная часть клинка
Ясури-мэ насечка напильника на Накаго

http://i078.radikal.ru/0906/35/c735449ec484.gif

Отредактировано Иван (2009-06-24 00:07:59)

0

6

Классификация мечей. Часть 1

    Для непосвященного человека все самурайские мечи похожи друг на друга, как сиамские близнецы. На самом деле это далеко не так. В мире также невозможно найти два совершенно одинаковых меча, как два одинаковых узора капиллярных линий пальцев. Каждый меч - уникальное произведение искусства. Но даже, если не принимать во внимание все мельчайшие детали, отличающие один меч от другого, существует достаточное количество признаков, по которым можно разбить все мечи по нескольким основным группам.
    Следует сказать, что единой классификации самурайских мечей не существует. Мечи, собранные в одной группе по одному признаку, могут оказаться в разных группах при классификации по другому признаку. Ниже приведены несколько основных классификаций самурайских мечей.
    Классификация по длине
    В средневековой Японии предметы измерялись мерой длины, называемой шаку. Шаку имел следующие части:
    10 рин = 1 бу = 0.298 см
    10 бу = 1 сун = 2.982 см
    10 сун = 1 шаку == 29.825 см
    Мечи не были исключением и также измерялись в шаку. По длине режущей кромки все мечи могут быть разделены на три группы.
    1. Большой Меч (Дайто)
    Дайто имеет длину режущей кромки более двух шаку (59.65 см). Для этой группы определена только минимальная длина. В древности не существовало строгих правил, ограничивающих максимальную длину Дайто. Те из читателей, кто видел фильм известного японского режиссера Акиры Курасавы «Семь самураев», наверное, помнят потрясающую длину меча одного из главных героев. Единственным ограничением была длина рук самурая и техника вытаскивания меча из ножен, которую он практиковал.
    Большие мечи были наиболее сложны в изготовлении из-за того, что длинную режущую кромку было очень сложно закалить равномерно'. До наших дней сохранилось немало отличных Дайто.
    2. Средний Меч (Вакизаши)
    Минимальная длина вакизаши составляла один шаку, максимальная - два шаку. Обычно самураи носили два меча: Дайто и Вакизаши. Последний использовался в качестве вспомогательного оружия. Средневековые законы не позволяли людям не самурайского сословия носить два меча, а тот, который было разрешено носить, должен был быть не более двух шаку в длину.
    К сожалению, в наши дни хорошие мечи этой длины большая редкость.
    3. Короткий меч (Танто).
    Танто имели длину менее одного шаку. Как и Вакизаши он был вспомогательным оружием. Кстати, бытует ошибочное мнение, что Танто это нож. На самом деле это самый настоящий меч. Благодаря своей малой длине Танто был излюбленным оружием самозащиты у женщин и торговцев, которым приходилось много путешествовать по далеко небезопасным дорогам Японии. Существует еще одно заблуждение, касающееся того, что Танто использовался исключительно для совершения харакири. Действительно, иногда он использовался для этого, но вообще для совершения обряда харакири существовал специальный нож.
    Классификация по составным частям
    Далеко не все владельцы самурайских мечей знают, из каких частей состоит меч. Еще меньше людей знает, как правильно называются эти части. Конечно, подобное незнание практически никак не отражается на технике владения мечом. Равно, как знание названий отдельных частей не означает овладение техникой фехтования. Тем не менее, мне не приходилось встречать ни одного серьезного мастера кендо или иайдо, который бы оставался в неведении относительно этого вопроса.
    Самурайский меч - оружие очень простое и сложное одновременно. Грубо его можно разделить на лезвие и внешнюю отделку.
    Лезвие является основной и самой ценной частью меча. Несмотря на кажущуюся простоту, оно имеет сложную конструкцию.

0

7

Классификация мечей. Часть 2

   1. Острие (Киссаки)
    Одной из важнейших характеристик, по которым определяется качество лезвия, является качество острия. Оно представляет наибольшую сложность для ковки и шлифовки. Форма и рисунок линии закаливания на острие не всегда совпадают с формой и рисунком линии закаливания остальной части лезвия.
    Все острия мечей могут быть классифицированы по трем признакам:
    а) Классификация по геометрической форме.
    Это наиболее простой вид классификации, имеющий только два типа (вне зависимости от размеров).
    1) Фукура - Карреру (прямолинейное острие).
    2) Фукура - Тсуку (изогнутое острие).
    б) Классификация по размеру и форме.
    1) Ко - Киссаки (маленькое острие).
    2) Чи - Киссаки (среднее острие).
    3) О - Киссаки (длинное острие).
    4) Икари – О - Киссаки (длинное изогнутое острие).
    в) Классификация по форме линии закаливания (боши).
    Эта классификация имеет десять различных типов.
    1) О - мару (большая дуга).
    2) Ко - мару (малая дуга).
    3) Дзиро (основная форма).
    4) Яки - зуме (без захлеста).
    5) Мидари - коми (волнистый).
    6) Каеи (пламенный).
    7) Ичи - маи (сплошное закаливание).
    8) Каери - тсуюши (прямой захлест).
    9) Каери - фукаши (большой захлест).
    10) Каери - асаши (маленький захлест).
    2. Кромка, отделяющая режущий край острия от режущего края лезвия, называется Екотэ.
    3. Разделительная линия лезвия - Шиноги. Эта линия отделяет режущую кромку от остальной части лезвия. Однако на мечах, имеющих клинообразное сечение лезвия, линия Шиноги отсутствует.
    Шиноги делятся на два типа в зависимости от высоты, на которой она располагается:
    а) Шиноги - такаши (высокая линия).
    б) Шиноги - хикуши (низкая линия).
    4. Верхняя часть боковой поверхности лезвия – Шиноги - дзи.
    Не существует каких-либо определенных канонов, определяющих ширину этой части клинка. Это определялось модой и углом заточки, используемым тем или иным кузнецом. Мечи ранних периодов чаще имеют широкую поверхность Шиноги-дзи, мечи более поздних периодов - более узкую.
    Некоторые мечи имеют различную отделку на боковой поверхности лезвия: кровостоки (Хи), резьбу (Хоримоно), надписи (Бондзи или Кандзи).
    а) Кровостоки. Продольные желобки различной длины принято называть кровостоками. Считается, что они служат для стекания крови при попадании клинка в тело противника. Действительно, кровь по ним стекает. Однако кузнецы изготавливали их вовсе не для этих целей, а для того, чтобы придать клинку дополнительную жесткость и облегчить его вес. Во избежании путаницы будем все же называть эти желобки кровостоками. Кровостоки могут быть классифицированы на восемь типов.
    1) Бо - хи (широкий желобок).
    2) Футасудзи - хи (два узких желобка).
    3) Бо - хи ни тсуре - хи (широкий и узкий желобки).
    4) Коши - хи (короткий желобок).
    5) Гомабаши (два коротких желобка).
    6) Шобу - хи (два желобка, сходящиеся на конце).
    7) Куичигаи - хи (двойной прерывистый желобок, сходящийся на конце).
    8) Нагината - хи (алебардный желобок).
    Кровостоки 4-8 типов чаще всего встречаются на коротких мечах.
    Окончания кровостоков также бывают различных типов и имеют свою классификацию.
    1) Каки - тоши (сквозная проточка).
    2) Каки - нагаши (половинная проточка).
    3) Мару - домэ (округлый конец).
    4) Каку - домэ (квадратный конец).
    Первый и второй типы относятся к периоду Старого Меча и почти не встречаются на клинках более позднего времени.
    Если проточка заходит за кромку екотэ, то она называется хисаки - агари; если она заканчивается, не доходя до этой кромки, то эта проточка типа хисаки - сагаи.
    5. Линия по верхней боковой поверхности лезвия, оставшейся не проточенной, называется Чири. Она может располагаться только выше проточки (Рео - чири) или сверху и снизу проточки (Ката - чири).
    6. Линия закаливания – Яки - ба.
    Одной из конструктивных особенностей самурайских мечей является неравномерная закалка лезвия. Нижняя часть закалена сильнее, чем верхняя. Это наиболее твердая часть и при тщательной шлифовке она становится светлее верхней части клинка. В результате на поверхности появляется своеобразный рисунок. В современных имитационных мечах этот рисунок изготавливается с помощью специальной полировки и не имеет ничего общего с закалкой лезвия.
    Без сомнения, линия закаливания представляет собой самую красивую часть лезвия, а качество закалки является одной из важнейших характеристик при оценке меча.
    Если посмотреть на клинок самурайского меча, расположенного под углом к источнику света, то можно заметить узкую туманно- белую линию между закаленной и незакаленной поверхностями. Эта линия называется Ниои, и она всегда повторяет форму линии закаливания. Если поверхность хорошо отполирована, то обнаружить Ниои очень сложно.
    Все узоры линии закаливания делятся на два типа - прямой и волнистый, и двадцать шесть видов. Практически невозможно описать все виды узоров линии закаливания, поэтому ниже даны только наиболее часто встречающиеся. Те из них, которые отмечены звез дочкой, встречаются только на клинках мечей периода Нового Меча:
    1) Ито - сугуха или хосо - сугуха (узкая - прямая).
    2) Чу - сугуха (средняя - прямая).
    3) Хиро - сугуха (широкая - прямая).
    4) Сугуха аши - ири (прямая с вертикальными черточками).
    5) Сугуха гяку – аши - ири (прямая с наклонными черточками).
    6) Сугуха чодзи – аши - ири (прямая с черточками Чодзи).
    7) Сугуха гуномэ - аши - ири (прямая с зарубками Гуномэ).
    8) Сугуха хотсуре (блуждающая прямая).
    9) Нотаре (выпуклый).
    10) Гуномэ (неправильный зигзаг).
    11) Гуноме (правильный зигзаг).
    12) Никогири - ба (пилообразный зигзаг).
    13) Санбон - суги (трехпиковый зигзаг).
    14) Мими - гата (ушеобразное).
    15) Чодзи (цветок клевера).
    16) Дзюка - чодзи (двойной цветок клевера).
    17) Кавазу - чодзи (лягучаший вид цветка клевера).
    18) Гяку чодзи (косой цветок клевера).
    19) О - чодзи (большой цветок клевера).
    20) Ко - чодзи (маленький цветок клевера).
    21) Яхазу (ласточкин хвост).
    22) Хако - мидаре (коробчатый вид).
    23) Доран (вздымающиеся волны).
    24) Сударе - ба (бамбуковый занавес).
    25) Кику - суи (хризантема и река).
    26) Хитатсура (полный).
    Довольно часто перечисленные виды рисунков линии закаливания комбинировались между собой. Ни одни из них нельзя рассматривать как «визитную карточку» той или иной школы или кузнеца.
    7. Верхняя поверхность тыльной стороны клинка - Муиэ.
    Существует пять видов верхней поверхности тыльной стороны клинка. Чаще всего встречаются виды 1 и 2.
    1) Мунэ - хикуши (низкий скос).
    2) Мунэ - такаши (высокий скос).
    3) Митсу - мунэ или шин - но - мунэ (двойной скос).
    4) Мару - мунэ или каку - мунэ (округлая поверхность).
    5) Хира - мунэ (плоская поверхность).
    8. Кривизна лезвия - Сори.
    Самурайские мечи имеют характерный изгиб. Кривизна лезвия измеряется по тыльной стороне клинка и подразделяется на большую и малую. В большинстве мечей точка наибольшей глубины изгиба располагается точно по центру клинка. Подобный вид клинка, как и ворота перед входом в синтоинский храм, называется тории. Некоторые школы, например. Старая Школа Бизен, специализировались на изготовлении клинков, имеющих наибольшую кривизну в точке, располагающейся немного ближе к рукоятке. Подобный вид клинка называется коши - зори или бизен - зори.

0

8

Внешняя отделка меча
    Внешняя отделка меча включает в себя ножны, гарду, рукоятку и прочие аксессуары. Она может быть как совсем простой, так и с золотой и серебряной инкрустацией.
    1) Ножны (Сайя). Чаще всего ножны изготавливались из дерева, хотя в XIX и XX веках изготавливали и из металла. Основное назначение ножен - предотвратить клинок от повреждений, а его владельца от порезов. Даже невзрачные на вид ножны имеют сложную конструкцию. Наружняя сторона делается из декоративных пород дерева, которые обычно лакировались или инкрустировались. Внутренняя сторона изготавливалась из прочих пород древесины, а отверстие, в которое вставляется клинок, вытачивалось или из особо прочной древесины, или из рога быка.
    Некоторые ножны имеют полости для Козука (вспомогательный нож), Когаи (толстая спица) или Вари-баши (палочки для еды). Эти полости располагаются между Хабаки и Куригата - деревянной проушиной, в которую пропускали шелковый или хлопчатобумажный шнур.
    2) Гарда (Цуба). Цуба защищает кисть руки. Изготавливалась она из стали, меди, серебра или другого металла. Часто она имела рисунки и узоры на обоих сторонах.
    Цуба, предмет особой любви коллекционеров. Существует немало людей, которые собирают только одни цубы. Древние кузнецы достигли верха совершенства в изготовлении и украшении этой сугубо функциональной вещи. Не будем подробно останавливаться на описании и классификации цуба. Скажем только, что чаще всего лицевая сторона имела более пышный декор, нежели тыльная, и нередко на ней ставили клеймо производителя.
    Цуба монтируется на основание рукоятки таким образом, чтобы фронтальная сторона была обращена к рукоятке. Для того, чтобы иметь возможность вытаскивать из ножен козука, когаи или вари - баши, в ней делались два соответствующих отверстия. По общему правилу козука всегда располагалась слева.
    Перед цубой со стороны клинка монтировалась клинообразная металлическая пластина (хабаки), служащая для предотвращения выпадения меча из ножен при их переворачивании. Для лучшего сцепления хабаки с ножнами поверхность пластины имела слегка шероховатую поверхность.
    Между хабаки и цубой и между цубой и рукояткой меча вставлялись округлые металлические пластины (Сеппа).
    3) Рукоятка (Тсука). На железное основание рукоятки, являющееся продолжением клинка, надевалась собственно рукоятка. Рукоятка изготавливалась из твердого дерева и обтягивалась кожей акулы или гигантского ската, а сверху оплеталась тесьмой из кожи, шелка или хлопчатобумажной ткани.
    Так как деревянная рукоятка состоит из двух половин и испытывает при ударе большую нагрузку, на нее одеваются два металлических кольца элипсовидной формы, в точности повторяющих форму рукоятки и предотвращающих ее от разрушения. Кольцо, одеваемое с противоположного конца рукоятки, называется кашира. И Фучи, и кашира имеют разнообразные и очень красивые узоры и инкрустации. Нередко из золота и серебра. Так же, как и Цуба, они являются предметом страстного увлечения многочисленных коллекционеров.
    Некоторые короткие мечи (Танто), выполненные в отделке Дзиндачи - Зукури, имеют рукоятки без оплетки. Подобный вид называется Хари - менуки или Уки - менуки.
    4) Орнамент рукоятки (Менуки). Под оплеткой на рукоятке меча по обе стороны имеются две небольшие металлические пластины в виде драконов, цветков, рыб, птиц и т.п. Невозможно полностью перечислить все виды встречающихся орнаментов Менуки. Некоторые коллекции насчитывают несколько тысяч (!) различных орнаментов.
    Форма лезвия
    Лезвия самурайских мечей имеют различную форму. Правда, это в основном относится к коротким мечам (Танто). Средние (Вакизаши) и большие (Дайто) мечи не имеют таких разнообразий форм, что наглядно видно из приведенной ниже классификации.
    1) Шиноги - зукури.
    Эта форма лезвия характерна для большинства средних и больших мечей.
    2) Канмури - отоши.
    3) Унокуби - зукури.
    Эта форма преимущественно встречается в коротких мечах, изготовленных в школе Ямато и родственных ей школах в ранний период Камакура.
    4) Шобу - зукури.
    Лезвия этой формы были преимущественно короткими и характерны для периода Муромачи.
    5) Моро - ха.
    Эта форма лезвий коротких мечей характерна для середины периода Муромачи. Это обоюдоострые клинки известны под названием кен и являются большой редкостью сегодня. Большинство лезвий типа кен были изготовлены из лезвий корий (Яари).
    6) Ката - кири - ба.
    Форма характерна для коротких мечей, широко распространенных в ранний периоды Камакура и Момояма.
    7) Ката - шиноги.
    Эта форма также характерна для коротких мечей, но хорошие лезвия большая редкость.
    8) Хира - зукури.
    Эта форма лезвий чаще всего встречается среди коротких мечей.
    Помимо этого, формы лезвия можно грубо разделить на две большие группы: с разделительной средней линией (Хира - зукури) и без нее (Шиноги - зукури).
    Безусловно, в этой статье дана далеко не полная классификация самурайских мечей. Сейчас готовится книга, посвященная иайдо, в которой этот раздел рассматривается более полно. Надеюсь, что те, кто заинтересовался историей самурайского меча и его разновидностей, смогут приобрести ее в конце этого года .

Отредактировано Иван (2009-06-24 01:50:12)

0

9

СЮРИКЭН

http://i012.radikal.ru/0906/0b/2415f4ca2695t.jpg

СЮРИКЭН   (яп.),   металлическое   плоское   метательное   оружие с
остро заточенными  краями.  Разновидностью  сюрикэна  служат заточенные с
двух  сторон  плоские,  круглые  или  граненые стальные стрелки. Сюрикэн
обычно  носят  в  обойме по девять штук в специальном кожаном футляре за
пазухой.  Большее  количество  сюрикэнов  может переноситься на веревке,
продетой в центральное отверстие сюрикэнов. Существуют различные способы
метания  сюрикэна  в зависимости от положения тела и расстояния до цели,
но  чаще  всего  плоские  "звездочки"  метают  как  карты  из  колоды, с
минимальной затратой усилий, движением кисти.

0

10

Оpyжие Самypаев
                           
                           Юми: Японский лyк

Обычный  японский  лyк  составляет  около  2.3  метpа в длинy, и сделан из
бамбyка,  с  шелковой  тетивой.  Стpелы также делались из бамбyка и птичьих
пеpьев.  Из  бамбyка  получались  самые  лyчшие лyки в миpе. Хотя, конечно,
такой  лyк  был  слабее  сегодняшних  составных  лyков, но он все pавно был
опаснейшим  оpyжием.  До того, как в 17-ом веке из Евpопы пpивезли мyшкеты,
лyк считался важнейшим оpyжием самypая.
Сегодня  японский  лyк  использyется  только  в споpтивных целях. Этот вид
споpта называется Кью-до (Пyть Лyка).

                            Яpи: Японское копье

Копье  -  один из пpостейших видов оpyжия. Так что японское копье ничем не
оличалось от известных нам евpопейских обpазцов.
Оно было обычным вооpyжением воина во вpемена Гpажданской Войны.
                     
                             Катана: Японский меч

Катана - это не просто оружие, это душа воина. Это самая совершенная фоpма
искyсства  смеpти.  Чем  меч пpекpаснее, тем опаснее остpота клинка. Катана
отличается  от  обычного  меча  заточкой  лезвия и слегка выгнyтым клинком.
Кpасота катаны заключена в выделке клинка и остpоте лезвия. Его изящество и
сypовая кpасота пpивлекала многих воинов.
Мечи ковали Катанакадзи (кyзнецы). Также они делали вакизаси и дpyгие виды
холодного  оpyжия.  Ковка  катаны скоpее не pемесло, а искyсство. Множество
pаз  кyзнец  нагpевал  и  пpоковывал  меч, вкладывая в каждый yдаp частичкy
своей  дyши. Готовый меч имеет многослойнyю стpyктypy, котоpyю сpазy видно,
если намочить катанy водой.
Качество  меча  зависло  от  многих фактоpов: чистота металла, темпеpатypа
плавки,  воды  и  так  далее.  Даже  y  больших мастеpов слyчались неyдачи.
Сегодня  японские  законы  запpещают людям иметь холодное оpyжие, включая и
мечи.  Все  настоящие катаны заpегистpиpованы пpавительством. Тем не менее,
некотоpые члены кланов якyдза до сих поp имеют такие мечи.
Также  встpечаются  копии  мечей,  y котоpых отсутствует острое лезвие. Их
часто использyют для украшения интерьера комнат.

                                  Джитте

Джитте  -  это  вилкообpазная  железная  палка,  около  60  см в длинy. Их
использовали Досины, полицейские эпохи Эдо.
Легенды  говоpят,  что  джитте  использовали, чтобы ломать мечи вpагов. Hо
истоpические   исследования  показывают,  что,  на  самом  деле,  это  была
pазновидность бyлавы.

0

11

Японский лук

Японский лук (юми) имеет длину от 180 до 250 см. Один из луков, принадлежащих легендарному стрелку Минамото Тамэтомо, вообще имел высоту 280 см. При этом надо учитывать, что в отличие от английского или монгольского японский лук ассиметричный, и его нижний конец в два раза короче верхнего. Подобный тип лука встречается также у эвенков. Тетива его натягивается не до уха, как в английском луке, а за ухо назад, а длина стрелы может составлять от 11 до 15 ладоней. Стрельба из него велась как из положения стоя, так и с колена или на скаку.

http://s55.radikal.ru/i147/0906/17/dee95b823182t.jpg

Для самурая умение владеть луком было столь же важно, как и умение владеть мечом, и существовала целая серия разнообразных вариантов состязаний по стрельбе. В "ябусамэ" воин должен был на полном скаку поразить серию неподвижных мишеней, выпустив по три стрелы с интервалом в 10 секунд. "Инагаси" напоминало стендовую стрельбу по летящим целям. "Энтэки" тренировало способность выпускать стрелу на дальние дистанции, и согласно легендам, выдающиеся стрелки выпускали стрелы, летящие на расстояние до километра. Во всяком случае, сражение очень часто начиналось с обмена "дальними стрелами", превращавшимися в подобие соревнования снайперов, перешибавших основание веера или перерезавших тетиву лука противника стрелой с раздвоенным наконечником с расстояния в несколько сот метров. В "инуэмоно" группа всадников обстреливала тупыми стрелами убегавшую от них собаку. Предание гласит, что однажды под столицей (Киото) завелась ужасающая девятихвостая лиса-оборотень. Лучшие лучники были посланы, чтобы ее истребить, но привыкшие к неподвижным или движущимся по заранее известной траектории мишеням лучники не смогли этого сделать. Тогда Есидзуми Миура, считающийся лучшим легендарным стрелком страны, изобрел этот метод тренировки, и натренировавшиеся на собаках стрелки без проблем поразили лису. Существовала и система стрельбы на время, когда в течение суток воин мог, не останавливаясь, выпустить несколько тысяч стрел. Рекорд XVII века - некий Вадза Датира выпустил за 24 часа 8133 стрелы, то есть грубо говоря, по 340 стрел в час. В минуту это получается всего 5-6 стрел, но ведь испытание длилось 1140 минут! А обычная боевая скорострельность японских лучников составляла 2-3 стрелы, как и английских.
Кроме большого лука, в Японии существовал и маленький, "половинный" (ханкю). Высокие дайме носили его, когда путешествовали куда-либо в паланкинах. В случае необходимости, такой лук можно было пускать в ход, не выходя из паланкина. Уважали ханкю и ниндзя, ведь его было гораздо проще спрятать, можно было носить при себе, а для того, чтобы "снять" часового или выстрелить в помещение через открытое окно, он был гораздо удобнее, хотя он не был дальнобойным. Обычно перед ниндзей не стояла задача пробить одной стрелой трех человек в доспехах, стоящих один за другим, как этом можно было сделать, стреляя из юми.

0

12

Японские копья

Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя базировалась на совсем других принципах. Классическое японское копье не гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования ударов и отвода копий противника. Участок древка, непосредственно прилегающий к лезвию, тоже может быть окован железом или иметь мощную обмотку. Этой частью копья можно было парировать самурайский меч. Конечно, речь идет не о прямом блоке, а об ударах по спинке или боковой поверхности клинка.
Любопытно, что в качестве древкового оружия № 1 копье стало фигурировать в Японии достаточно поздно, с XV века. До того основным древковым оружием там была нагината с длинным лезвием.
Самые ранние виды японских копий назывались хоко и имели ромбовидный наконечник длиной 25 см, который мог снабжаться дополнительным крюком, загнутым вниз. Одновременно с этим видом копий существовало "ручное копье" (яп. тэ боко), представляющее собой длинное прямое обоюдоострое лезвие на примерно тридцатисантиметровой рукояти. Таким копьем в ближнем бою можно было и колоть (причем не только по прямой, но и сверху вниз и снизу вверх), и рубить. В период Камакура (XII - XIII вв.) копье приобрело уже свою нормальную длину, являясь единственным японским оружием, имеющим обоюдоострую заточку. Таких копий было очень много. С этого времени их стали называть термином "яри".
Длина стандартного японского копья 180-240 см, из которых от 15 до 90 приходится на лезвие. В отличие от нагинаты, древко имеет круглое, а не овальное, сечение. Наконечник имеет по всей длине одинаковую ширину и, как мы уже говорили, двухстороннюю заточку. Заканчивается он кинжалообразным острием. Некоторые типы копий, используемые, в основном, не столько самураями, сколько их слугами, могли иметь одностороннюю заточку (яп. кикути яри) или лезвие, напоминающее вытянутый равнобедренный треугольник (яп. тэ яри). Длина их была, соответственно, 1,8 и 2,1 м.
Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри (со яри) и очень широко использовалось, особенно в течение XV в. Столь же было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием, загибающимся вверх. Катакама яри - любимое оружие самураев высокого ранга. Особенно известным и умелым в обращении с ним был генерал Като Киемаса, сподвижник Тоётоми Хидэёси и активный участник японо-корейской войны 1592-1598 гг., во время которой он перебил этим оружием немало тигров. На гравюре он красиво пригвождает зверя к земле, зажав его шею между двумя остриями копья. Боковым острием этого оружия можно очень удобно захватить копье противника во время сшибки или, сделав вид, что собираешься колоть основным острием, внезапно повести оружие совсем под другим углом и нанести удар им. При вращении копья очень сложно определить направление удара вторым лезвием. Обычно же всадник держит это копье лезвием вниз, чтобы им можно было выполнять подхватывающие и распарывающие движения. Вариант копья с крюкообразным лезвием, загнутым вниз - кама яри ("копье с серповидным крюком) был менее употребителен и встречается скорее в нескольких школах ниндзя, использовавших такое оружие в качестве боевого багра или серпа на длинной рукоятке. Кама яри могло иметь и два крюка. Копья с двумя боковыми остриями, направленными вверх - магари яри, несколько походит на трезубец с сильно выступающим центральным зубом, но большой популярностью оно не пользовалось. Катакама яри считалось более многофункциональным оружием. Да и вообще, учитывая конструкцию японского пластинчатого доспеха, который можно было прорубить, но очень сложно было проткнуть, многозубцы были малофункциональны, из-за рассредоточения силы на три острия и снижения из-за этого проникающей способности оружия. Поэтому гораздо более известно и популярно было дзюмондзи яри, имеющее лезвие в виде симметричного или асимметричного креста, заточенного по всей кромке. Перекладина могла располагаться почти горизонтально, образуя плоскую вогнутую дугу. Эта форма копья очень красива и является очень характерным запоминающимся типом японского копья. Эти копья наделялись сверхестественной силой, способной, например, охранить дом от враждебного воздействия. Среди праздников японской религии синто есть даже праздник копий - яри-мацури, в программу которого входят и показательные выступления с этим оружием. Миниатюрные копья раздавались в синтоистских храмах в качестве амулетов, причем человек мог взять такое копье на год с условием вернуть два. Многие синтоистские служители хорошо владели яри, и термин "осе" может обозначать и мастер копья, и синтоистского священника. Против этого оружия защищался в свое время и Миямото Мусаси, когда посетил храм Ходзоин, школа владения копьем монахов которого существует до сих пор. В схватке с настоятелем Мусаси дважды победил его своим коротким деревянным мечом, после чего надолго остался в монастыре, наслаждаясь беседами с настоятелем и изучая приемы боя яри.
Встречаются и копья с наконечниками в виде букв "L" и "Т", копье с иглообразным лезвием и множеством когтей, и копье с широким лезвием, напоминающим древнекорейское копье-секиру, которым можно легко колоть, рубить, цеплять противника обратным движением. Японские охотники на медведя любили куда яри ("копье с трубкой"). Вдоль древка этого копья могла свободно перемещаться короткая, размером сантиметров в 10, трубка с круглой гардой для защиты руки. Одна рука, прикрытая гардой, держала копье за нее, а вторая работала на выпускающих ударах, двигая копье взад-вперед через трубку. Специальное копье для соревнований - сиай яри, имело на конце своеобразную подушечку, обтянутую кожей.
Техника боя на яри серьезно отличается от работы китайским гибким копьем. Тычки там, конечно, тоже есть, но значительно меньше выпускающих ударов, заводов копья за спину или хлопающих ударов оземь. Зато много широких кругов и восьмерок, с которых наносятся горизонтальные режущие удары. Тычку очень часто предшествует прорезающий удар на себя - два движения как бы сливаются в одно. Копье очень часто перехватывается. Правая рука как бы держит его за середину и вращает, а левая подхватывает то тут, то там. Вторым концом копья, окованным железом и имеющим коническое навершие, дерутся так же часто, как и острием, используя его то для тычковых ударов в ближнем бою, то для отшибающих ударов по ногам противника. На тычках острием копья стараются попасть между рук противника, если они держат меч, ибо большинство техник работы копьем рассчитано на противника, вооруженного мечом. Копьем можно и, поддев ногу противника, вывести его из равновесия; и вращать его над головой за самый кончик, разгоняя толпу; и использовать его как рычаг в ближнем бою, чтобы провести бросок противника. Кончиком копья описываются обычно не круги и восьмерки, как в Китае, а спирали.
Семейные школы боя на копьях существовали в Японии еще в начале XX века. Морихэй Уэсиба, создатель айкидо, прекрасно владел не только посохом, шестом и мечом, но и копьем. Однако, в отличие от боя на шестах, мечах и нагинатах, бой на копьях никогда не модернизировался в сторону упрощения и оспортивления, и если бо-дзюцу или нагината-дзюцу достаточно широко практикуют в Японии как спорт, о со-дзюцу ("искусство боя на копьях") этого сказать нельзя, и единственный, кто развивает и достаточно широко практикует технику боя на копьях - это нынешний патриарх школы Токакурэ-рю ниндзюцу Массаки Хацуми.
Кроме классических яри в Японии были известны и длинные противокавалерийские пики длиной 3,3 и более метра. Часто это был просто бамбуковый кол, с которым крестьяне окрестных сел гонялись после битвы за тяжелоранеными воинами, чтобы их добить и ограбить. Знали в Японии и дротик (нагэ яри), и очень короткое ручное копье - ути нэ с длиной древка 0,3 м. Его наконечник обычно имел 3-4 острия. Его можно было использовать как дротик, но в основном им не кидались, а применяли для разнообразных отводов, обводов, обкруток и коротких тычков. Распространено ути нэ было мало и являлось скорее унитарным оружием специализировавшихся на нем профессионалов.
В Японии, как и в Китае, было известно и складное, телескопическое копье, изготовленное из бамбуковых звеньев или металлических трубок, вставленных одна в другую, как в удочке. В сдвинутом состоянии это было короткое копье длиной не более, чем в руку, но в критической ситуации оно раздвигалось сперва в копье до плеча, удобное при работе в стесненных условиях, будь то лес или внутренние помещения дома, а затем - и в копье стандартной длины.

+1

13

Металлическое оружие Окинавы

Из металлического оружия Окинавы самым известным является стальной трезубец сай с длинным, до 40 см. центральным клинком (или, скорее, прутом) и отходящими от него в стороны двумя фигурными усами ёки, образующими нечто вроде гарды. Рукоятка длиной в один кулак заканчивается овальной либо заостренной шишкой, позволяющей наносить мощные точечные удары. Традиционный окинавский сай изготавливается цельнокованым из одного куска металла, но современные фирмы, производящие восточное оружие на продажу большими сериями (например, "Квон"), попросту приваривают ёки к выточенному на токарном станке клинку с последующей термообработкой, шлифовкой и хромированием. Несмотря на удобство в работе и превосходный внешний вид, такие сай нельзя считать традиционными.
Сай-дзюцу как обязательный раздел входит, наряду с бо-, тонфа- и нунчаку-дзюцу, в программу большинства старых школ окинавского каратэ. Прежде мастера носили обыкновенно сразу три сай - два для фехтования обеими руками, и один в качестве запасного либо метательного оружия. Техника работы с этими, довольно увесистыми, предметами требует весьма гибких и крепких кистей, и строится во многом на переходах клинка с прямого на обратный хват посредством проворота вокруг большого пальца. Именно этой цели и служат плавные изгибы и пропорции "усов", позволяя к тому же захватывать, словно в ловушку, любое оружие противника. Наиболее действенными атакующими приемами являются прямые тычковые удары и мощные круговые выбросы изнутри наружу, то есть из базового обратного хвата на прямой. Для блокирования чаще всего используется взятый, опять-таки на обратный хват, сай, клинок которого лежит вдоль предплечья от кисти до локтя.
Будучи кованы из добротной стали, такие трезубцы в руках мастера давали ему шанс не просто выжить в бою с опытным фехтовальщиком, но одержать уверенную победу в схватке с несколькими противниками. История умалчивает, откуда возникла идея такого оружия и техника работы с ним, но большинство источников непосредственным предком сай называют металлическую вилку для рыхления почвы, либо ритуальные трезубцы, бывшие религиозным атрибутом.
Полезно помнить, что человек, задавшийся целью овладеть искусством сай-дзюцу, не добьется решительно ничего, если для начала не освоит хотя бы базовой техники любого стиля каратэ, так как никогда за всю историю Окинавы эти дисциплины не существовали отдельно одна от другой.
Менее известным, хотя даже более грозным, чем сай, является классический боевой серп кама - вероятно, самое эффективное оружие после меча. Недаром его так любили рациональные и предусмотрительные реалисты ниндзя. Сегодня многие имеют возможность познакомиться с этим предметом и техникой работы с ним, наслаждаясь кровавыми боевиками о похождениях "ночных демонов". В отличие от сай или нунчаку, серп представляет собой крестьянское орудие труда в чистом виде, без каких-либо изменений или дополнений в конструкции. Даже отдаленно не напоминая привычный нам европейский серп, окинавский кама более всего похож на миниатюрную косу для одной руки, или на ледоруб с заточкой нижней части клюва.
Арсенал приемов с серпами обширен и замысловат, но базовый принцип всего один - передняя рука отводит оружие противника в сторону, а вторая тут же атакует круговым движением, с протяжкой на себя или без таковой. Следовательно, поражающее действие серпа проявляется в мощном клевке, способном пробить стальной шлем (что успешно делали с средневековой Европе с помощью клевцов и чеканов) или в подрезающем ударе, особенно эффективном, когда целью были руки, ноги или шея противника. Из-за неприятной особенности серпов обходить препятствие своим длинным клювом, их размахи чрезвычайно трудно блокировать. Если же добавить к этому высокую мощь, обусловленную плотной посадкой короткого древка в ладони, и парность оружия, то становится понятным, отчего мастера боя с кама довольно легко побеждали рядового самурая, вооруженного одним лишь мечом.
Коварные ниндзя модернизировали серп, добавив к нему длинную цепочку с грузом на конце, и сразу получили иное оружие, именуемое гусари-кама. Его невозможно было использовать в паре, зато возникли неожиданные варианты с хитрыми захлёстами цепью ног и рук врага, а также обратный вариант, когда сам серп раскручивался широкими кругами, поражая всё и вся на значительном расстоянии. Правда, остается неясным вопрос, каким образом происходила ориентация клинка острием строго по ходу движения.
Помимо чисто боевого применения, эта снасть могла использоваться в качестве дополнительной точки опоры как забрасываемый наверх якорь, что характерно для "невидимок", стремившихся к максимальной универсальности своего зловещего инвентаря. Кстати говоря, вслед за ниндзя и многие самураи успешно освоили гусари-кама в качестве подсобного оружия, компактного и легко маскируемого в одежде.
К сказанному остается добавить лишь то, что более нигде в мире, а уж в Европе и подавно, мы не встречаем применения подобного оружия. Да и на всех японских островах, включая Окинаву, подлинных мастеров кама-дзюцу совсем немного, во всяком случае, гораздо меньше, чем знатоков прочих традиционных техник.
Помимо перечисленных разновидностей "древнего искусства" обращения со всевозможными предметами, как превращенными в оружие, так и бывшими им изначально, существует преизрядное число других "дзюцу", в том числе вполне экзотических. Японцы не были бы японцами, не доведи они каждое из таких направлений до абсолютного совершенства, при котором решающее значение придается даже самым незначительным нюансам и деталям движений, что и породило в итоге феноменальную эффективность подобных систем. В качестве иллюстрации можно назвать танто-дзюцу (работа с ножами), сюрикэн-дзюцу (искусство метания предметов), явара-дзюцу (работа с короткой ладонной палочкой), тэкко-дзюцу (работа с кастетами), ходзё-дзюцу (искусство связывания противника), и многое другое. Причем в каждом конкретном случае мы имеем дело с развитой традицией, школами, патриархами, и так далее, чего никогда не знал Запад.

0

14

Оружие ниндзя

Принципиальная ошибка приверженцев, исследователей и историков ниндзюцу на сегодняшний день состоит в том, что древний феномен рассматривается как разновидность боевого искусства. Это совершенно неверно, ибо сами по себе боевые техники составляли лишь малую часть в обширной программе подготовки лазутчиков, тогда как гораздо большее внимание уделялось вопросам маскировки и скрытого перемещения, приемам проникновения в дома и замки, способам взлома, подкопам и прыжкам, плаванию и бегу, умению часами сохранять неподвижность в самой немыслимой позе (например, повиснув на ветке), и множеству иных навыков. Помимо чистой "физики", досконально прорабатывались также психические аспекты - гипноз и самогипноз, умение запоминать колоссальные объемы информации, способы концентрации внимания, обострения органов чувств, мобилизации энергетики, и так далее. Как следует из другого их наименования - синоби (крадущиеся), практика ночных оборотней строилась прежде всего на соблюдении абсолютной незаметности, бесшумности и безликости. Поэтому очень красивый рассказ Виктора Попенко на страницах его книги "Древнее оружие востока" о том, как гордые своей профессией ниндзя для пущей славы раскрашивали в разные яркие цвета клинки мечей (причем цвет соответствовал той или иной конкретной школе), заставляет вообразить себе штандартенфюрера Штирлица с полным набором советских орденов и медалей, вплоть до знака об окончании академии РККА. Согласиться с подобными вымыслами невозможно, если принять в расчет обыкновение шпионов даже уродовать свое лицо в случае поимки, дабы лишить врага возможности какой-либо идентификации. При этом странно иметь при себе клинок, на котором, так сказать, "синим по белому" написано о причастности к Котто-рю. Если еще учесть, что другим показателем достоверности подобных сведений служит утверждение автора о хромировании клинков (в 17 веке!) для пускания зайчиков в глаза противнику, то вообще не стоит принимать всего этого всерьез.
Самое большее, что могли проделывать ниндзя со своим оружием - это копчение его в пламени свечи или костра для ликвидации малейшей возможности световых бликов, каждый из которых мог привести к обнаружению, гибели и, что несравненно важнее, к провалу всей операции. На сегодняшний день в нашей стране вышла в свет первая и пока единственная достоверная работа по истории шпионского промысла в Японии - это две книги Алексея Горбылёва: "Путь невидимых" и "Когти невидимок". Только в ней интересующиеся реальной картиной возникновения и развития ниндзюцу отыщут ответы практически на все вопросы.
Нас же хитроумные проныры интересуют лишь постольку, поскольку все их невероятное мастерство и фантастические деяния напрямую зависели от умения обращаться с разнообразнейшим арсеналом специальных приспособлений, от самых простых до весьма сложных и остроумных.
Сегодня, с легкой руки писателей и сценаристов, у широких слоев общественности сложилось впечатление, будто ниндзя только и делали, что убивали направо и налево, причем исключительно при помощи мечей, серпов и сюрикэнов. Между тем этот зловещий образ имеет к реальной практике ниндзя примерно такое же отношение, как блистательный Джеймс Бонд - к деятельности настоящей британской разведки. Как отмечалось выше, истинный синоби был в первую очередь мастером скрадывания, проникновений и похищений, а вовсе не рукопашного боя. В наши дни, с этой точки зрения, опытный домушник или карманник в гораздо большей степени имеет право отождествлять себя с ниндзя, чем все те члены клубов и секций, что рядятся в черные одежды, мечут "звезды" и размахивают прямыми мечами тайваньской выделки, не будучи в состоянии даже выкрасть бумажник у прохожего. Я не воспеваю и не оправдываю воровство, но факт остается фактом - хороший ниндзя есть прежде всего хороший жулик. Огромное число увлекательнейших историй повествуют нам об испытаниях мастерства, что учиняли шпионам их наниматели или учителя. Почти все подобные задания представляли собой изощренные кражи предметов (меча, свитка, подушки из-под головы) у заранее предупрежденного и изготовившегося к отпору владельца. Даже когда дело касалось боевых подвигов в расположении противника, звону стали всегда предшествовало незаметное проникновение на тщательно охраняемую территорию.
В полном соответствии с тематикой работы шел подбор вспомогательных средств, причем каждый предмет мог служить одновременно множеству целей, и оружия в чистом виде почти не применялось - даже пресловутый синоби-кэн с квадратной цубой представлял из себя целый арсенал, обеспечивая весьма далекие друг от друга задачи. "Невидимка" попросту не мог позволить себе быть обвешанным грудой тяжелого громоздкого инвентаря, словно Арнольд Шварценеггер в фильме "Коммандо", поэтому компактность и универсальность были первым и решающим критерием в подборе снаряжения. Даже когда наниматель жаждал смерти оппонента, дело чаще всего обходилось без серпов и мечей. Подлинный мастер своего мрачного ремесла использовал, как свидетельствуют исторические документы, невероятные ухищрения и выдумки - опять же с целью незаметности и стопроцентной эффективности акции. Ведь целью являлся, как правило, не рядовой воин, а полководец, князь, то есть личность всегда неординарная, искушенный во всех тонкостях схваток, да к тому же тщательно охраняемый. Такой человек обладал развитой интуицией и знаменитым гоку-и ("шестым чувством"). Всем хорошо известен хрестоматийный эпизод с (предположительно) Ягью Мунэнори и его слугой (учеником?), когда спящий мастер мгновенно уловил мелькнувшую у того мысль о своей беззащитности, и в следующую секунду уже стоял с мечом в руках. Поэтому очень трудно было просто зарубить или зарезать намеченную жертву - скорее всего, тот почувствовал бы врага заранее, что бы там ни писал о мастерстве ниндзя скрывать эманации своего мозга известный Эрик Ластбадер в сериале о похождениях тандзяна Николаса Линнера. Кроме того, не стоит приписывать ночным пройдам абсолютного совершенства решительно во всех видах боевого искусства. Универсал всегда проиграет узкому специалисту в его излюбленной области, и средний самурай безусловно превосходил среднего шпиона в технике меча и копья. Не стоит заострять внимания на выдающихся представителях профессии с той и другой стороны. В любом деле встречаются уникумы, и наша речь не о них.
Как сегодня нормальный разведчик в чужой стране не крадется по темным улицам с пистолетом в руке, так и триста лет назад ниндзя предпочитали обходиться без меча до самого последнего предела, когда на него обрушивалась подоспевшая охрана или погоня. И обыкновенно результат подобной схватки бывал предрешен. Некоторое преимущество состояло в использовании нетрадиционных, малоизвестных приемов боя, атак в неожиданных ракурсах, обилии акробатических элементов, и так далее. Все это приносило победу в быстрой стычке, но только при наличии фактора неожиданности. В тех же случаях, когда прохиндей был вынужден схватиться в открытую, используя свой более короткий и легкий меч, результат, повторяю, был известен заранее. Кроме того, замечательные клинки самурайских катан и тачи чаще всего превосходили по своим характеристикам шпионское оружие. Это легко объяснимо, так как меч самурая делался долго и на века, являясь нередко фамильной драгоценностью. Меч ниндзя (в тех случаях, когда он предпочитал "специзделие") был всего-навсего рабочим инструментом, одним из многих и далеко не главным, который не жалко было выбросить в случае чего. Это отнюдь не значит, что клинок был из рук вон плох. Он вполне обеспечивал круг своих задач, но никакими выдающимися свойствами не обладал. Разумеется, опять же не стоит говорить об исключениях. И кстати - только кинониндзя везде и всюду экипированы своим прямым мечом, который постоянно прилаживают за спину. На деле нет ни одного исторического свидетельства существования прямых шпионских мечей - ни записей, ни сохранившихся экземпляров. Настоящие лазутчики пользовались чаще всего самыми обычными самурайскими клинками, причем носили их, как и полагается, сбоку. Строго говоря, между самураями и ниндзя вообще не существовало четкой границы, поскольку самураи были сословием, а нинзя - профессией, и ничто, кроме кодекса бусидо, не мешало бедному служаке пробавляться на ниве шпионажа и заказных убийств. Большинство известных кланов ниндзя - самурайские. Множество самураев действительно посвящало себя "иньскому ремеслу", а корни знаменитых школ будзюцу уходят в почву монастырских техник боя, породивших также превосходные шпионские системы. Сами ниндзя также не изобретали велосипедов, перенимая в полном объеме превосходные, проверенные временем методики самурайской выучки.
Принимая в расчет все вышесказанное, можно утверждать, что в нормальных рабочих условиях наши проныры мечу и рубке предпочитали орудия тихие и несравненно более эффективные - отравленные иглы, метательные предметы, ядовитые дымы, порошки, жидкости и прочие дьявольские штучки. Как там у Владимира Высоцкого:
Добрый молодец он был,
Бабку-ведьму подпоил,
Ратный подвиг совершил -
Дом спалил!
Поистине, шпионская акция! Недаром именно ниндзя первыми оценили и использовали в деле все преимущества пороха, да и вообще старались держаться на гребне научно-технического прогресса тех лет, обращая любое изобретение в свою пользу. Потому-то ассортимент их подручных средств был чрезвычайно широк, хотя главенствовало в нем не оружие, а средства проникновения и маскировки, подслушивания и доставки информации, преодоления препятствий, и тому подобное. Все те, кого интересуют конкретные описания и иллюстрации шпионского инвентаря, могут обратиться к многочисленным изданиям на эту благодатную тему - от брошюрок доморощенных экспертов до упоминавшегося двухтомника А. Горбылёва.
Я сознательно не хочу касаться здесь откровенно инфернальных техник психо-энергетического тренинга "невидимок", поскольку уж это-то наверняка никоим образом не входит в тему нашего разговора. Все их излюбленные кинематографические "пальцовки" и черная магия отлично вписываются в знакомые строчки того же Высоцкого:
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники...
Гораздо примечательнее, что ниндзя являлись выдающимися мастерами импровизации, настоящими профессорами по использованию любых подсобных предметов, так как изменчивый калейдоскоп нештатных ситуаций требовал молниеносных решений и точных действий. Что бы ни попало в опытные руки, могло превращаться и в оружие, и в отмычку, и во что угодно. Насколько бы ни был обширен перечень носимого снаряжения, всего предусмотреть невозможно. Всегда могли проявиться неожиданные факторы, заставляющие на ходу сочинять и конструировать что-то новое из имеющегося или найденного поблизости. Трудно вообразить себе лазутчика, вышедшего на задание с пустыми руками. Разведка и диверсии всегда есть работа с теми или иными предметами, от сноровки обращения с которыми напрямую зависел успех или провал дела, и именно здесь лежат точки соприкосновения ниндзюцу и кобудо.

0


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Традиционное оружие Японии