Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Япония в Великой Войне


Япония в Великой Войне

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

История бронетанковой техники Японии

http://i014.radikal.ru/1005/bc/283d2edf49f5.jpg

Преамбула.

25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

Япония вовсе не была такой уж "безтанковой", как считают многие. На самом деле, японские бронетанковые войска имели большой спектр различных бронемашин - танков, танкеток, и прочая. Также многие считают японские бронемашины "несерьезными", намного уступающими немецким или советским танкам. Тут следует отметить, что именно Япония в самом начале войны намного более совершенные машины, как по огневой мощи, так и по ходовой части, а также имела намного больший парк бронетехники. Многие исследователи совершают ошибку, сравнивая технические данные самых знаменитых танков - японского "Чи-Ха", немецких "Тигров" и советских "Т-34". Конечно, первые японские танки значительно уступали им - но в этом нет ничего удивительного. Во-первых, это были одни из самых первых танков, причем разработанные с нуля. Во-вторых, следует отметить тот факт, что японские танки изначально проектировались под тяжелый климат юго-восточной Азии и труднопроходимый ландшафт, для которых намного больше ценилась та же маневренность.

История создания первых машин.

Как уже было сказано, при создании танков, японцы больше ориентировались на природные и климатические условия. За исключением Манчжурии и части районов Китая, японская армия шла по джунглям и болотам, где тяжелые танки с толстой броней и сверхмощными орудиями были бы просто помехой. Также японцы довольно тщательно просчитывали расходы на производство - одной из причин, побудивших Японию начать захват соседей, была жесткая нехватка ресурсов.

http://s58.radikal.ru/i162/1005/22/03e7cb51c397.jpg

На мой личный взгляд, Японии удалось создать для своих целей танк очень близкий к идеальному. Дешевые в производстве, маневренные, легкие, даже несмотря на тонкую бронезащиту, японские танки зарекомендовали себя отличными боевыми машинами.

http://s02.radikal.ru/i175/1005/2c/dae2438fa24b.jpg

В 1925 году генеральный штаб сухопутных сил выпустил приказ о создании бронетанковых войск. Тогда планировалось сформировать пять легких танковых батальонов, и один батальон тяжелых танков. Однако, проблема была в том, что на те дни во всей Японии было только 16 танков, полученных от британцев.

Тогда японцы отправили своих представителей в Европу с задачей подписать контракты на поставку современных танков с любой страной, какой получится. После довольно долгих и трудных переговоров с представителями различных европейских стран, японцам удалось подписать контракт только с французами на поставку уже устаревших к тому времени танков "Рено FT-17". В 1927 году Японии удалось заключить соглашение с Францией на поставку и более совершенных танков - "Рено NC-1". Что примечательно, несмотря на собственные разработки, японцы использовали француские танки в боевых действиях вплоть до 1940 года. "Рено FT-17" получил японское название "Ko-Gata Sensha", а "Рено NC-1" - "Otsu-Gata Sensha". Часть "Оцу" позднее даже оснастили японскими дизельными двигателями

http://s51.radikal.ru/i134/1005/05/d403a248e816.jpg

Примечательно, что подобная политика вызвала бурю недовольства среди японских инженеров. Стоит отметить, что в те, предвоенные, годы все больше и больше набирали обороты националистические настроения, и инженеры "Мицубиси", "Хитачи", и многих других компаний вполне справедливо считали, что японские бронетанковые войска должны быть укомплектованы своими же, отечественными машинами. Тем более, что в будущем было бы очень важно производить оборудование и танки самим, а не зависеть от поставок из Европы.

Позже, генерал Судзуки, начальник инженерно-технического отдела японской армии, выразил протест министерству обороны против закупки бронетехники в Европе, и добился-таки расторжения контрактов, с таким трудом выбитых у французов.

http://s50.radikal.ru/i127/1005/04/a8a8fe5a4aae.jpg

Собственно, самые первые разработки танков в Японии, начались в июне 1925 года. Четыре инженера из инженерно-технического отдела японской армии, на свой страх и риск, под личную отвественность принялись за разработку первого японского танка. Одним из них был офицер Томио Хара. Позже он станет генералом армии и начальником всех конструкторских бюро по проектированию и разработке бронетехники. А пока что он, как и его три товарища, работали день и ночь. Самая тяжелая часть их работы заключалась в том, что никто в Японии до них не занимался проектированием бронетехники, учиться им было не у кого. Готовых или полу-готовых разработок, которые можно было взять за основу, тоже попросту не существовало. Так что эти четыре молодых человека разработали первый танк своей страны действительно с нуля. Они сами чертили и проектировали все мельчайшие детали и узлы, каждую заклепку и каждый болт.

Тот же майор Томио Хара лично разработал тип подвески танков, названной его именем, и которая использовалась как стандарт во многих последующих моделях японской бронетехники.

В мая 1926 года, разработка первого танка была закончена, и отправлена в Арсенал города Осаки для сборки первых опытных экземпляров. Также стоит отметить, что в те дни ни один завод Японии не мог похвастаться высоким техническим оснащением или опытностью персонала. Что уж говорить о сборке собственных танков, если до этого для Японии было довольно серьезной проблемой построить собственный первый грузовик. Так что Арсенал Осаки без преувеличения совершил прорыв в области японского машино- и танкостроения. Инженеры сталкивались с множеством проблем, которые приходилось решать в кратчайшие сроки.

И вот, в феврале 1927 года, Арсенал Осаки - "Осака Рикугун Сохейсё" - полностью закончил первый образец, уложившись в установленные сроки. 21 июня того же года, по требованию генералов армии и генерального штаба, была устроена демонстрация первого отечественного танка войскам. Под неистовые аплодисменты солдат всех званий, от рядовых до генералов, первый японский танк, грохоча гусеницами, гордо полз по полигону. Позже, генерал Судзуки отметил, что танк сорвал такие овации только потому, что каждый боялся неудачи, всех обуревали сомнения по поводу собственного танкостроения. Доходило до того, что скептики из министерства обороны утверждали, что первая модель не сможет даже сдвинуться с места.

На следующий день, первый танк развеял все опасения и посрамил всех скептиков. Так прошел все испытания, как по маневренности и ходу, так и по стрельбам. Танк успешно преодолевал все препятствия, включая глубокие противотанковые рвы. Кстати сказать, закупаемый ранее у французов "Рено FT17" был на это слабо способен.

В общем, успех был потрясающий. Четыре инженера доказали министерству обороны, техническому отделу генерального штаба, да и просто каждому простому японцу - мы ничем не хуже европейцев, мы в состоянии сами разрабатывать и строить бронетехнику, и не боимся трудностей. Сердца многих японцев тогда на самом деле наполнились гордостью за свою страну и за своих инженеров.

Многие исследователи и военные историки утверждают, что японцы, несмотря на успехи своих бронетанковых войск в Китае, совершили роковую ошибку - никогда японские сухопутные силы не использовали танки "во всю силу", в качестве самостоятельных танковых армий, как это делали немцы, или русские. Японцы, за редкими исключениями, использовали свои танки как средство прикрытия пехоты, используя тактику французов, показавшую на западном фронте в Европе свою полную несостоятельность

http://s60.radikal.ru/i170/1005/c1/c9c3f54c296c.jpg

Однако, на мой личный взгляд, не все так просто и однозначно. Давайте задумаемся - где, кроме как в ходе войны в Китае, японцы могли бы использовать самостоятельные танковые соединения? Нигде. На тихоокеанском театре боевых действий не было тех лесостепей России и восточной Европы, где использование танковых армий было действительно лучшим решением. У Японии были другие климатические условия, другой ландшафт, а значит и другая тактика, другие цели. Глупо утверждать, что японские бронетанковые войска не являли собой такую грозную силу, как могли бы, только потому, что японцы не пускали вперед свой "бронированный кулак", как это делали гитлеровские войска, а Япония не знала таких танковых сражений, как знаменитый бой под Прохоровкой.

Итак, в 1927 году арсенал "Осака Рикугун Сохейсё" в Осаке построил первый двухбашенный танк, который в то время получил просто номер - "первый". В этом же году был создан второй прототип - танк с одной башней - "номер второй". Позже этот танк вошел в серию и получил "название" - "тип 87".

В 1929 году, на основе британского танка "Виккерс Mk C" и японского "тип 87", был разработан танк "тип 89", ставший первым серийным танком и основной машиной бронетанковых войск до конца тридцатых годов. Стоит заметить, что к моменту принятия на вооружение, "тип 89" оказался уже устаревшей конструкцией, с недостаточным для полноценного среднего танка бронезащитой и маневренностью.

Во второй половине тридцатых годов, учтя опыт боевых действий на материке в сложных климатических условиях, в Японии пересмотрели требования к средним танкам. В 1936 году были сформулированы окончательные тактико-технические требования, и начались разработки новых машин, с более надежной броней и более высокой маневренностью. Новый танк, при меньших размерах, чем "тип 89", должен был нести тот же самый комплекс вооружения, обладать более высокой скоростью и запасом хода. В соответствии с этим были разработаны два прототипа - 15-тонный танк "Чи-Ха" производства "Мицубиси", и почти десятитонный "Чи-Ни" производства арсенала Осаки.

Общие цифры.
В 20е-30е годы японцы разработали самостоятельно 16 образцов танков. В серийное производство поступили только семь из них. Производством бронетехники занимался тогда ряд фирм: "Токио Гасу Дэнки", "Исикавадзима Дзидоша Сейсакусио", "Мицубиси", "Кобэ Сейкосё", "Ниигата Теккосё", а также арсеналы городов Осака, Сагами, Кокура.

Поначалу производство танков развивалось очень медленно - в период с 1931 по 1935 год японская армия получила всего лишь 574 танка. Боевые действия в Манчжурии, например, Япония начала имея лишь 400 боевых машин. В перод с 1931 по 1938 годы, японцы построили более 1700 танков, и имели к 1937 году обладали 8 бронетанковыми полками. К 1939 году было изготовлено 2020 танков, в войсках на тот год имелось лишь 720 танков. Для сравнения - к июню 1941 года Германия располагала 5639 танками, СССР к тому же времени имел 22600 танков.

Производство танков в Японии можно проследить по годам:
1939 - 462 танка,
1940 - 1023 танка,
1941 - 1024 танка,
1942 - 1191 танк.

Несмотря на такой "размах", эти цифры сделали тогда Японию четвертым по счету крупнейшим производителем танков в мире, причем пик продукции танков в Японии пришелся только на 1942 год. Германия, для сравнения, в том же 1942 году произвела 6200 танков, а в СССР - 24446!

http://s59.radikal.ru/i166/1005/c7/84674d6a9c12.jpg

Так что танковый парк японской армии всегда был немногочисленным - к концу 1943 года он составлял чуть больше, чем 2000 машин. Самое крупное воинское объединение - Квантунская Армия, насчитывающая миллион военнослужащих, имела в своем распоряжении около 600 танков. К августу 1945 эта группировка располагала 1150 танками. Следует отметить, что генеральный штаб сухопутных сил считал достаточным при численности армии в два миллиона человек иметь до 2150 легких и 3855 средних танков.

http://s40.radikal.ru/i087/1005/91/5b8161410a40.jpg

Понятно, что танкостроение не являлось приоритетным, отсюда и такие цифры. Вследствие своего географического расположения и театра военных действий, Япония намного больше инвестировала в судо- и авиастроение, в средства ПВО. Также это объяснялось вечной нехваткой ресурсов. Именно поэтому, Японии было намного важнее иметь "лишнюю" авианесущую группировку в океане, нежели чем танки в непролазных джунглях, где вполне справлялись и пехотинцы с десантниками при поддержке палубной артиллерии кораблей с моря. Кстати сказать, Япония проиграла войну только потому, что до этого проиграла "войну за ресурсы". Так, например, программа "Черезвычайных мер, необходимых для достижения победы", приоритет в производстве вооружений отдавала авиационной промышленности.

Источники:
2004 © Барон фон Радлов
Armor of the Pacific War - Delta Publishing, Tokyo, 1994.
Japanese Tanks till 1945 - Tokyo, 1992
Вооруженные Силы Японии - Издательство "Наука", Москва, 1985
Бронетанковая Техника - Издательство "Гончаръ", Москва, 1994
Средний Танк "Чи-Ха" - Моделист-Конструктор 05-1998
Бронетанковая Техника Японии 1941-1945 - Моделист-Конструктор 03-1995

+1

2

...
Если брать 1931 год за начало Великой Войны для Японии, когда началось вторжение японских частей в Манчжурию, то четырнадцать лет Японская Императорская Армия провела в непрерывных боях и сражениях. Четырнадцать лет войны до капитуляции союзным войскам в 1945 году.

Впрочем, с другой точки зрения, можно считать началом Великой Войны для Японии первый китайско-японский вооруженный конфликт в 1894 году. Или «инцидент», как это называют сами японцы. С 1894 года, с этого «инцидента», в целом для Японии начались полоса удачи и непрерывная череда побед. Можно сказать, впервые за столетия. После победы в китайско-японском конфликте 1894 года, Япония обрела контроль над островом Формоза (Тайвань), над Ляодунским полуостровом и Пикадорскими островами.

Несколькими годами позже, Япония существенно укрепила свои позиции в регионе и получила еще более значительные территориальные приобретения, когда выиграла войну с императорской Россией в 1904 – 1905 годах. Всего за один год удалось Японской Армии разбить войска огромной Империи и сверхдержавы – как на суше, так и на море. В 1910 году Японская Империя аннексировала Корею. Я думаю, что можно без преувеличений утверждать, что именно эти блестящие победы японского оружия сделали из средневекового государства, пребывавшего еще пол-столетия назад в состоянии стагнации, в мировую державу, силу, которую уже было не задавить голыми руками, и с которой уже нельзя было не считаться.

После временных затруднений и своего несколько неясного положения в составе Антанты во время первой Мировой Войны, Япония приобрела еще большие территории - бывшие германские колонии на Тихом Океане – Маршалловы, Каролинские и Марианские острова, а также хороший плацдарм в континентальном Китае. Китай – огромное государство, обуреваемое в то время внутренними раздорами и находящееся в состоянии тотального хаоса, всегда было огромным соблазном – и Япония, так же, как и другие мировые силы, не замедлила воспользоваться этой ситуацией. Японской Империи удалось добиться тогда таких торговых соглашений и, кое-где, уступок, что привело к тому, что именно Япония де-факто контролировала многие территориальные анклавы Китая.

В Японии, в те времена, происходила целая индустриальная революция. Стремительно растущей индустрии страны требовалось все больше и больше ресурсов и полезных ископаемых – а нужного количества в метрополии попросту не было. Также возникала проблема в сельском хозяйстве и снабжении стремительно растущего населения Японии необходимыми товарами – даже элементарно едой. Полностью все потребности Японской Империи в ресурсах невозможно было обеспечить одной лишь торговлей. Особенно в те напряженные времена, когда в воздухе висел запах новой войны. Япония просто не могла себе позволить зависеть в таких жизненно важных вопросах от других государств. Неудивительно, что подобная ситуация привела к тому, что к власти пришло шовинистское и милитаристское правительство. С 1932 года девять из одиннадцати министров в японском правительстве были высшими военными офицерами. Им было прекрасно ясно, что рано или поздно, в результате агрессивного поведения Японской Империи на мировой арене, пусть даже во многом и вынужденного обстоятельствами, многие государства могут порвать с Японией как торговые, так и дипломатические отношения. Проблема собственных источников снабжения вставала все острее. В особенности, это касалось нефти и угля. Таким образом, все это привело к тому, что Япония начала готовиться к военным кампаниям. Вашингтонский договор 1922 года, по которому США, Британская Империя, Франция и Япония обязались ограничивать количество военно-морского флота и фортификацию тихоокеанских колоний, по сути, Японской Империей не соблюдался никогда.

В двадцатых годах Японская Империя заключила договор с крупным китайским военачальником Chang Tso-Lin, который был в то время правителем Манчжурии. В обмен на вооружение и припасы, китайский военачальник обязывался поддерживать интересы Японии в Манчжурии. Несмотря на поддержку могущественного соседа, армия Chang Tso-Lin в 1928 году потерпела поражение от Национальной Армии Китая под предводительством Chang Kai-Shek. Разочарованные японцы отдали приказ своим агентам в Манчжурии устранить Chang Tso-Lin, а его все еще крепкую армию возглавил его сын – Chang Hsueh-Liang, по прозвищу «Молодой Маршал». Так же, как и его отец, Chang Hsueh-Liang был не более чем марионеткой в руках японцев. Япония поддерживала его до тех пор, пока «Молодой Маршал» защищал ее интересы и инвестиции в Манчжурии. Когда же Chang Hsueh-Liang присягнул на верность новому правительству Chang Kai-Shek в Нанкине, японская Квантунская армия начала готовиться к вторжению на территорию Манчжурии.

Ночью 18 сентября 1931 года группа офицеров Квантунской Армии, действуя по собственной инициативе, взорвала бомбу на железной дороге Южной Манчжурии, которую контролировала Япония. В нападении был обвинен местный китайский гарнизон, инцидент немедленно был раздут до небес. Таким образом, Япония получила хороший предлог для вторжения в Манчжурию.

После победы, Япония создала на территории Манчжурии свое марионеточное государство – Манчжоу-Го, которое номинально подчинялось последнему китайскому императору в младенческом возрасте - Пу-И. В течение тридцатых годов, Японская Империя переправила в Манчжоу-Го около семисот тысяч своих функционеров и колонистов для того, чтобы осваивать «новый фронт». С длинных границ Манчжурии с Китаем, Японская Императорская Армия жадно смотрела на юг, на богатые ресурсами земли. Китай же, в это время, пребывал в хаосе и раздоре. Шла борьба Китайской Национальной Армии с Коммунистической Армией Китая. Тщательно охранять границы было некому.

За четырнадцать лет – с сентября 1931 года по сентябрь 1945, Японская Армия расширила границы Империи до немыслимых размеров – от холодных Алеутских островов и северных границ Китая, до тропических лесов Бирмы и Новой Гвинеи. Простейшие и самые очевидные мотивы такой впечатляющей экспансии были, конечно, проблемы с ресурсами, которых на японских островах попросту не было. Сами же Японцы, в декабре 1941 года, объявили свою экспансию на Тихом Океане как освободительную войну против белого колониализма и угнетения азиатских народов.

Свои территории Япония называла не иначе, как «Великая Восточно-Азиатская Сфера Богатства и Процветания под патронажем старших японских братьев». Однако правила Япония своими «братскими, угнетаемыми белым человеком, народами» жестокой рукой в ежовой рукавице. Японские солдаты пускали в ход оружие по любому поводу недовольства их методами правления. Бунты усмирялись быстро и просто – всех недовольных попросту расстреливали. В принципе, трудно было ожидать от жестко структурированного и строго иерархического японского общества другой модели поведения.

Для всех европейских и американских военных специалистов, как Япония, так и ее Армия, были самой настоящей загадкой. В «большом мире» никто не мог себе серьезно представить, что государство, которое совсем недавно, менее полувека назад, вышло из феодального средневекового устройства управления, и многовекового периода самоизоляции от всего мира, обладает серьезной армией, которая может представлять реальную угрозу. Можно сказать без преувеличения – весь мир недооценивал эту нацию, и ее возможности, что привело, в конечном счете, ко многим трагическим ошибкам и последствиям.

Для всех государств Японская Императорская Армия была самым настоящим парадоксом. Никто не мог понять, и относиться всерьез к такому странному сочетанию - прекрасное вооружение, которое соответствовало всем современным стандартам «большого мира», великолепно обученные и тренированные солдаты и офицеры (многие их которых, кстати, проходили обучение в лучших военных академиях США), но в то же время, и древние феодальные представления об обществе и мироустройстве. Принципы японского общества - строгая иерархия, верность традициям, четкая структурированность общества - были отражены и в армии.

Японская тактика, выучка солдат, их фанатичная преданность, отвага, переходящая в глазах европейцев в сумасшествие, вели Императорскую Армию от победы к победе. С начала тридцатых годов и войны с Китаем, до 1942 года Япония одержала впечатляющий ряд молниеносных побед. С 1931 года, вплоть до декабря 1942 года Японская Императорская Армия не знала поражений.

0

3

Классификация самолетов японской Армии

Классификация самолетов японской Армии

Япония в Великой Войне -> Вооружение Японии
Весь этот пост - попытка разобраться в классификации японских военных самолетов. Может быть, не самая интересная информация, но... довольно редкая - возможно, что кому-то и пригодится!:))

Вот кому их Вас что скажет такое название самолета: MXY8? Что это - истребитель, или бомбардировщик? Кто производитель этой машины? Или что, например, обозначает 'Army Type 99'? Тип самолета, или какую-то хитрую модификацию? Да как бы не так!!:))

http://s56.radikal.ru/i154/1005/80/07e7ee2acd2e.jpg

Вступление
Забавно, но простой, четкой и ясной системы классификации самолетов в Японских Вооруженных Силах не было. В годы Второй Мировой Войны использовались аж четыре различные системы, не говоря уже о кодовых названиях, данных японским самолетам американцами. Японский флот, к примеру, использовал одну систему классификации, Армия, для одних и тех же самолетов, другую.

Такая неудобная система привела к тому, что появилось целых пять различных обозначений для самолетов, так чтобы уже всем было ясно, что за птица летит в небе - Армейский Номер "Kitai", Армейский типовой номер, Морской идентификационный номер, Морской типовой номер, а также прозвища, которые использовали "союзные войска".

Однако, использование пяти систем обозначений тоже принесло свои курьезные случаи - большая часть самолетов сейчас известна только по американским "прозвищам", а не по официальным номерам, которые теперь уже почти и раскопать-то невозможно. Также, несмотря на пять систем обозначений, все равно происходили ошибки и путаница - пример тому самый известный японский истребитель "Mitsubishi A6M". Машина эта, имеющая как истребитель флота, обозначение "A6M", по Армейской классификации называлась еще и как "Type 100", в то же время "Type 0" по флотской системе, а по союзнической системе - "Zeke". Также известен этот самолет под названием "Reisen", как сокращение от "Rei-shiki Kanjo Sentoki" - "Палубный истребитель, тип Ноль". А в историю этот самолет вошел как "Zero". Причем, как для американцев, так и для японцев. Вот тебе и системы идентификации.

Армейские самолеты:
Армейская Авиация обозначала самолеты по номерам "Kitai" - "Корпус". Система была простой - писали сокращение от "Kitai" с номером через дефис. Например: "Ki-27". Причем номер корпуса ничего собой особенного не подразумевал - просто номер, который увеличивался по порядку с каждым новым самолетом. В середине войны, правда, была попытка внести некоторую рандомальность в нумерацию самолетов. Из соображений секретности:) Планеры по этой системе получали префикс "Ku" - от "Guraida". Подтипы или модификации моделей получали добавочный номер римскими цифрами, или различными японскими аббревиатурами. Например: Aichi E13A 'Reisuitei' - сокращение от 'морской разведчик'.

Также была еще одна армейская система, помимо номеров "Kitai" - типы самолетов и их роль. Тот же самый 'Ki-27' имел по этой системе обозначение 'Type 97'. Этот "Тип 97" подразумевает вовсе не модификацию, или какой-то хитрый "тип" самолета, как можно подумать. Тип самолета у японцев обозначал год появления самолета на свет по японскому летоисчислению. Для года кратному ста, использовался "Тип 100", а дальше нумерация начиналась с единицы. Так что, например, название самолета "Aichi D3A Type 99" обозначает, что он был принят на вооружение в 2599 году, или в 1939, если по нашему календарю. Ну а роль самолета в этой системе, понятно, обозначала его назначение - "Армейский", либо "Флотский".

Самолеты флота:
В Имперском Объединенном Флоте была другая система обозначения самолетов, причем тех же самых. В принципе, она была довольно проста, по сравнению с армейской, но очень похожа на американскую, что тоже частенько приводило к неразберихе. За что, к примеру, и поплатился 'Reisen', вошедший в историю как 'Zero'

Во флотской системе использовалась только буквенно-цифровая система: первая буква индекса самолета говорила о его функции, потом шла цифра - серия или специфический тип самолета, потом шла буква обозначающая производителя. Модификации основных серий самолетов имели последующий индекс через дефис: цифра, обозначающая модификацию основной модели, либо еще одна буква, обозначающая дальнейший подтип модификации.

Например, тот же самый самолет "Aichi", описанный в примере выше, назывался во флоте бы только как "D3A", и никак иначе. И любому японскому моряку было бы ясно, что мы имеем дело с палубным бомбардировщиком 'Aichi' третьей модели. А, например, слыша название "A7M3-J", любой японец во флоте Вам скажет, что это ни что иное, как палубный истребитель 'Mitsubishi' седьмой модели, третья модификация.

Также во флоте использовали систему, почти один в один как армейская - по этим пресловутым "типам". Вся разница только в том, что во флоте год принятия самолета на вооружение, кратный ста, считался "Типом ноль", вместо армейского "Типа Сто". Именно поэтому легендарный "Mitsubishi A6M" называется "Тип Ноль" только потому, что он не армейский истребитель, а флотский.

Самый полный "например":
Истребитель, встреченный нашими, советскими, войсками под Халхин-Голом, который "Советы" прозвали "И-97" назывался "Nakajima Ki-27", либо "A3N", либо "Army Type 97", либо 'Type 97', либо "Nate" - если по американской системе.

Буквенные индексы флотской системы идентификации:
Типы самолетов:
A - Палубный истребитель
B - Палубные бомбардировщики-штурмовики (торпедоносцы)
C - Разведывательный самолет
D - Палубный бомбардировщик
E - Гидросамолет-разведчик
F - Патрульный гидросамолет
G - Бомбардировщик(-торпедоносец)
H - Летающая лодка
J - Береговой истребитель
K - Учебный самолет
L - Транспортный самолет
M - Специальный бомбардировщик
MX - Самолет для специальных задач
N - Гидроистребитель
P - Бомбардировщик
Q - Патрульный самолет
R - Береговой разведчик
S - Ночной истребитель

Коды производителей:
А - 'Aichi' и 'North American'
B - 'Boeing'
Bul - 'Bucker'
С - 'Consolidated', 'Curtis Wright' и 'Caudron'
D - 'Showa' и 'Douglas'
F - 'Fairchild'
G - 'Hitachi'
H - 'Hiro' и 'Hawker'
Hel - 'Heinkel'
J - 'Nihon Kogata' и 'Junkers'
K - 'Kawanishi' и 'Kinner'
М - 'Mitsubishi'
N - 'Nakajima'
Р - 'Nihon'
S - 'Sasebo'
Si - 'Sikorsky'
V - 'Seversky' и 'Vought'
W - 'Kyushu' 'Watanabe'
Y - 'Yokosuka'
Z - 'Mizuno'

Серийные имена самолетов Флота:
Также во флотской идентификации самолетов использовались имена для серий самолетов, а также сокращения. Самолеты-Камикадзе имели названия цветов. Самолеты разведки и гидросамолеты имели "облачные" названия. Именами трав и деревьев называли учебные, тренировочные самолеты. Бомбардировщики-Торпедоносцы и Специальные бомбардировщики назывались "горными" именами. Имена транспортных самолетов были связаны с небом. Патрульные самолеты береговой охраны назывались морями. Палубные бомбардировщики назывались "звездами". Имена самолетов ночной разведки были связаны со "светом". Истребители-перехватчики береговой охраны назывались "громами" и "молниями". Палубные истребители назывались "ветрами".

Палубные Бомбардировщики:
Yokosuka P1Y 'Ginga' - Млечный Путь
Yokosuka D3Y 'Myojo' - Венера
Yokosuka D4Y 'Suisei' - Комета
Yokosuka D5Y 'Myojo Kai' - Венера Бис

Бомбардировщики-Торпедоносцы:
Nakajima G10N 'Fugaku' - Гора Фудзи
Nakajima G5N 'Shinzan' - Крутая Гора
Nakajima G8N 'Renzan' - Горная Цепь
Nakajima B6N 'Tenzan' - Небесная Гора
Aichi M6A 'Seiran' - Горный Туман
Mitsubishi G7M 'Taizan' - Великая Гора

Разведчики, гидросамолеты:
Yokosuka R2Y 'Keiun' - Прекрасное Облако
Yokosuka R1Y 'Seiun' - Голубое Облако
Aichi E16A 'Zuiun'- Благосклонное Облако
Nakajima C6N 'Saiun' - Крашеное Облако
Kawanishi E15K 'Shiun' - Лиловое Облако

Истребители ночной разведки:
Aichi S1A 'Denko' - Вспышка света

Камикадзе:
Yokosuka MXY7 'Ohka' - Ранняя Вишня

Истребители береговой охраны:
Kyushu Q3W 'Nankai' - Южное Море
Mitsubishi Q2M 'Taiyo' - Океан
Kyushu Q1W 'Tokai' - Восточное Море

Истребители-Перехватчики береговой охраны:
Kawanishi J6K 'Jinpu' - Шквал
Mitsubishi J2M 'Raiden' - Гром
Mitsubishi J4M 'Senden' - Мерцающая Молния
Kawanishi N1K 'Shinden/Kyofu' - Лиловая Молния
Nakajima J5N 'Tenrai' - Небесный Гром
Kyushu J7W 'Shinden' - Яркая Молния

Палубные истребители и гидропланы:
Mitsubishi A7M 'Reppu' - Неистовый Ветер

Транспортные самолеты:
Kawanishi H11K-L 'Soku' - Голубое Небо

Учебные, тренировочные Самолеты:
Yokosuka MXY8 'Akigusa' - Осенняя Трава
Kyushu K9W 'Momiji' - Клен
Kyushu K11W 'Shiragiku' - Белая Хризантема
Nihon Kogata MXJ 'Wakakusa' - Свежая Трава

0

4

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.

http://s55.radikal.ru/i147/1005/1a/21ef85b0aa57.jpg

"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

"Чи-Ха" отличался от своих предшественников большей маневренностью и "Чи-Ни" большей подвижностью, а также чуть большим экипажем - в четыре человека. Схема ходовой части была для него подобрана не сразу. Первые проекты предполагали по восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и по четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные сплошные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рыгачах, а сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов.

http://i020.radikal.ru/1005/45/fc23a2072681.jpg

Следующий вариант подвески включал три поддерживающих ролика и шесть сдвоенных спицованных опорных катков на борт, сблокированных по два в три балансирные тележки. Каждая такая тележка поддерживалась рессорой "по схеме Хара" - горизонтальной винтовой пружиной.

Для прототипа, представленного на окончательные испытания и демонстрацию, была же выбрана смешанная схема подвески, включающая в себя черты описанных выше ходовых частей. Кроме того, в работе над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов.

Говорят, что в вооружении и конструкции обоих прототипов можно, проследить влияние немецких инженеров - на раннем этапе "китайского конфликта" японцам удалось захватить немецкий "Panzerkampfwagen I". Само собой, такая ценная находка была разобрана до винтика, и полностью обследована. К слову сказать, что гордые немцы, а также с раздутым самомнением американцы, считают что только благодаря этому японцам удалось сделать такой рывок в машино- и танкостроении. Что, безусловно, далеко от истины.

http://i017.radikal.ru/1005/59/8ce1b721e676.jpg

Еще до захвата немецкого танка, японцы уже самостоятельно разработали вполне неплохие, собственные бронемашины, которые если и уступали своим европейским собратьям, то ненамного. А в тот момент, когда "Чи-Ха" был отправлен в производство, он и без немецкого влияния отличался многими успешными инженерно-техническими решениями. Для сравнения, "тип 97 Чи-Ха" 1937 года делал немецкий "Panzerkampfwagen II" по многим показателям.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в ходе Войны японское правительство купило у своих союзников-немцев поздние модификации танков "Тигр" и "Пантера", как и всю техническую документацию к нему, а также полное право использовать разработки немецких инженеров с своих целях. Что японцы и сделали. Немецкие инженерные решения были внедрены, но в более поздних моделях японских бронемашин - в частности в танках "Тип 4 Чи-То" и "Тип 5 Чи-Ри".

http://s003.radikal.ru/i203/1005/0d/5a118f66303c.jpg

В 1936-1937 годах было выпущено по два опытных образца танков "Чи-Ха" и "Чи-Ни". Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск предпочел танки меньшей массы и более дешевые в производстве, главным претендентом для принятия на вооружение считался "Чи-Ни". Однако, в ходе большой войны с Китаем, выбор пал на более защищенный "Чи-Ха". Он и был принят на вооружение под обозначением "тип 97".

После успешных испытаний, проведенных в июне 1937 года на полигоне танкового училища в Чибе, началось массовое производство обеих машин, а субподрядчиками выступали компании "Хитачи", "Нихон сейкусё" и арсенал города Сагами - "Сагами Рикугун Сохейсё". Причем "Нихон Сейкусё" (токийское отделение "Мицубиси") брала на себя ответственность за поставку "Чи-Ха", а "Сагами" - за танк "Чи-Ни".

Одновременно с линейными "Чи-Ха" была принята на вооружение и его модификация "Си-Ки" - специальная командирская модель. Она отличалась более совершенными навигационными приборами и радиостанциями, увеличенной башней без пушечной установки и с дополнительным люком, измененной командирской башенкой и большой поручневой антенной.

Забегая вперед, скажем, что для компенсации в вооружении модели "Си-Ки", вместо снятой пушки 57-мм и лобового пулемета, устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соотвественно изменилась и лобовая часть танка. На некоторых образцах "Си-Ки" таким же образом устанавливали и 57-мм орудие. Позже, в последующих модификациях, танку "Си-Ки" пушечную установку все-же вернули.

http://s44.radikal.ru/i104/1005/a6/dd1e2738e764.jpg

Но вернемся к нашему "среднему третьему".

С 1934 года японцы начали ставить на свои бронемашины первые отечественные дизели, что делает японцам большую честь:) Большинство европейских машиностроительных гигантов предпочитали оснащать бронемашины бензиновыми двигателями с водяным охлаждением, которые значительно уступали дизелям. Стоит заметить, что по первому опыту Войны обнаружилось, что "бензиновые танки", в силу своей конструкции, горели как спички и потребляли больше топлива. Также японские инженеры пришли к выводу, что дизели с воздушным охлаждением куда более эффективны, в том числе и потому, что в условиях военных действий доступ к воде есть далеко не всегда.

Следует отметить, что двигатель для "среднего третьего" тоже был выбран не сразу. Специально для этого танка было разработано два варианта - один от "Мицубиси" с мощностью 170 лошадей, а второй, менее мощный, от "Игекаи". Но, в конечном счете, после ряда испытаний, "Чи-Ха" получил 12-ти циллиндровый дизельный двигатель "Мицубиси" с воздушным охлаждением, мощностью в 170 лошадиных сил (125 кВт).

В качестве вооружения, оба прототипа получили короткоствольные 57мм башенные орудия, точно такие же, что стояли у их предшественника. К слову сказать, главный разработчик, Томио Хара, пытался оспорить это решение. Он собирался оснастить обе новые модели новым, более мощным и дальнобойным орудием, которое могло бы быть настоящим спасением в случае танковых сражений. Генеральный Штаб же отверг все его доводы - японцы не собирались разрабатывать тяжелые бронемашины с мощными пушками для танковых баталий, потому как использовали их исключительно для прикрытия пехоты. А для этого уже существующего орудия было вполне достаточно.

http://i058.radikal.ru/1005/47/4ad358e382f0.jpg

Стоит заметить, что правота Томио Хары вскорости была доказана на деле, печальным для японцев образом. Во время номонханского инцидента, когда японские сухопутные части столкнулись с советскими войсками, обнаружилось, что советские танки с их 45мм орудиями превосходили японские бронемашины. Чем это для японцев закончилось, нам известно:)

После этого инцидента, в 1939 году японцы взялись за разработку новых танковых орудий, которые были закончены только к 1941. Ими стали 47мм пушки, которые несмотря на меньший калибр превосходили 57мм орудия по мощности за счет более длинного ствола.

Стоит также отметить, что японцы, за все время войны, постоянно учитывали любой опыт военных действий, и непрерывно совершенствовали свои вооружения. Например, в начале своего вторжения на Филиппины, японцы впервые столкнулись с американскими танками "М3". В ходе боев опять же подтвердилась недостаточная дальнобойность и мощь башенных орудий "Чи-Ха". "М3" имел достаточно толстую лобовую броню, и только три прямых попадания из шести с расстояния в километр пробивали американский танк. С расстояния в 800 метров, шесть из девяти лобовых попаданий оказывались для американца фатальными. После этого, с 1942 года, "Чи-Ха" получил новое орудие - "противотанковую пушку калибра 47мм Тип 1" с более длинным стволом, более высокой мощностью и скорострельностью. Эта модификация танка получила название "Синхото Чи-Ха". Считается, кстати, что "Синхото Чи-Ха" был лучшим японским танком за всю историю Войны.

Производство:
Как уже было сказано, основными подрядчиками по производству "Чи-Ха" выступали заводы "Мицубиси", "Хитачи" и "Сагами Рикугун Сохейсё". Вместе с модификацией - "Синхото Чи-Ха" - в период с 1938 по 1943 этими заводами было построено 2123 танка.

Производство танков "тип 97 Чи-Ха" по годам
1938: 25
1939: 202
1940: 315
1941: 507
1942: 531
1943: 543

В 1943 году, на пике производства, было решено прекратить выпуск танков этой серии. К тому году японцы разработали более совершенные во многом машины "Тип 1" и "Тип 4", и предпочтение было отдано им.

История серии:
"Чи-Ха", как уже было сказано, до 1943 года оставался главной наступательной бронемашиной японских сухопутных войск. Его история изобилует как неудачами, так и блестящими результатами.

Например, во время Номонханского Инцидента с Советским Союзом в июле 1939 года японцы потерпели сокрушительное поражение. Однако, причина поражения японских войск была вовсе не в недостатках танка "Чи-Ха". Или, скажем, не только в них.

Третий танковый полк Ясуока своевременно получил тогда новые танки "тип 97" на замену устаревших "тип 89". Однако, командир полка перед началом наступления заменил только пять машин, включая собственный, командирский танк. Что послужило причиной? Командир полка, полковник Йошимару, решил начать боевые действия, имея в своем распоряжении пусть и старые, но проверенные машины, от которых можно было знать, что ожидать. Судьба наказала его за недоверие к новым танкам - во время боевых действий командирская машина получила лобовое попадание, и стала его могилой. Однако, во время Номонхана японцы получили ценный опыт - генеральный штаб и министерство обороны получили веские доказательства тому, что японские танки совершенно не годятся для лобовых танковых сражений. К чести японцев, стоит отметить, что они всегда умели признавать свои ошибки и извлекать из них выводы.

А вот во время японского вторжения в британскую Малайзию, "Чи-Ха" показал себя с лучшей стороны благодаря своей маневренности и легкости в условиях труднопроходимого ландшафта и тяжелых климатических условий. Первый и Шестой танковые полки добились блестящей победы над британцами - что подняло боевой дух солдат и укрепило веру в свои бронемашины.

Технические характеристики:

http://i070.radikal.ru/1005/bf/65fb194c99e0.jpg

Экипаж: 4 человека
Длина: 5.50 м
Ширина: 2.34 м
Высота: 2.38 м
Масса: 15.8 тонн

Вооружение и броня:
Толщина брони: 33 мм
Орудие: 57 мм Тип 97
Допольнительное вооружение: два пулемета 7.7 мм "Тип 97"

Ходовая часть:
Двигатель: Дизельный двигатель "Мицубиси тип 97" объемом 21.7 литра с воздушным охлаждением
Мощность: 170 лошадиных сил
Скорость: 38 км/ч
Запас хода: 210 км

0

5

Камикадзе в Императорском Флоте.

Самоубийцы были не только в авиации. Были свои "камикадзе" и в Императорском Флоте. Назывались они - "Кайтен", или "Изменяющие Судьбу".

Ранние разработки торпеды "Кайтен" еще предусматривали катапультирование пилота, после того как тот окончательно произвел наведение на цель. Однако, ни один из моряков-кайтен так ни разу не воспользовался возможностью спастись. О фанатизме японцев уже много сказано и написано, но вот вам еще один пример. Представьте себе, до какой степени солдат, простой человек, должен обладать чувством долга, презрению к смерти, ненавистью к врагу и стремлением любой ценой выполнить приказ, что даже не пытается покинуть торпеду и спастись. Так что к 1945 году конструкцию торпед-кайтен упростили до предела, возможность катапультирования пилота была убрана.

В этих, более поздних торпедах, пилота сажали внутрь, и заваривали люк. Так что выбраться наружу у человека больше не было вообще. Для того, чтобы в случае промаха человек не умер внутри заваренной торпеды от голода, пилотам оставляли возможность самоуничтожения торпеды. Хотя, известно пара случаев, когда пилот "кайтен" оставался жив. Один из них, Ютака Йокота, даже написал книгу мемуаров, посвященных своей службе в Императорском Флоте и самоубицам "кайтен".

http://s56.radikal.ru/i152/1005/8f/50298bb0feb0.jpg

Всего было создано пять модификаций торпеды "кайтен". Модификации от "тип 1" до "тип 4" создавались на базе корабельной 24-дюймовой торпеды "тип 93", а модификация "тип 10" - на базе торпеды 21-дюйма "Тип 92". Всего модификаций "Кайтен тип 2", "Кайтен тип 4" и "Кайтен тип 10" было создано очень мало, несколько десятков за весь последний год войны. Они так и никогда не были использованы.

http://s55.radikal.ru/i150/1005/fc/5a45ef1cfb0a.jpg

Один только "Кайтен тип 1" производился в сравнительно больших для Японии 1945 года масштабах - их успели создать около 400 единиц, из которых только немногим более сотни было отправлено на задание. Оснащали "Кайтен тип 1" боеголовкой в 1360 килограмм. Запускали их с подводных лодок, в том числе и из подводного положения. Несли подводные лодки от трех до шести таких торпед. Собственно, неизвестно, что заставило японцев использовать самоубийц во флоте - торпеды "кайтен", управляемые людьми, очень часто проходили мимо цели, в то время использование их прототипа - торпеды "тип 93" - было намного более эффективным. Автоматика производила наведение на цель точнее человека.

http://i072.radikal.ru/1005/85/c3ccb8796b80.jpg

Американцы отчитались только за два потерянных корабля от торпед "Кайтен". 20 ноября 1944 года торпедой "Кайтен" был потоплен танкер-заправщик USS Mississinewa, и 24 июля 1945 года - эскортный эсминец USS Underhill.

http://s43.radikal.ru/i102/1005/c2/ea09b0ff5706.jpg

Причиной таких смехотворных результатов было следующее: все торпеды "Кайтен" устанавливались на палубы подводных лодок, что серьезно их ухудшало ходовые качества и глубину погружения. Соответственно, подводную лодку с такими торпедами было очень легко обнаружить, а ей приходилось приближаться к вражеским кораблям на критически близкое расстояние для того, чтобы увеличить шансы самоубийц на поражение корабля. Известны случаи, когда японцы теряли свои подлодки с "Кайтенами", так и не успев произвести ни одного залпа.

Источники:
Kamikaze Submarine - Yutaka Yokota, Joseph D. Harrington, Leisure Books, 1962
The Sacred Warriors: Japan's Suicide Legions - New York, 1982
Авторы фотографий неизвестны.

0

6

...

Униформа Японской Императорской Армии разрабатывалась, приблизительно, в течение тридцати лет. Однако, наиболее важные и значительные изменения и улучшения обмундирования японской армии были сделаны на основе опыта русско-японской войны 1904-1905 годов.

http://s49.radikal.ru/i125/1005/b1/fde683306e87.jpg

все военнослужащие - в униформе типа 90

Форма цвета хаки – которая, как и в Европе, была средних оттенков грязно-коричневого цвета – была принята в Японии во времена первой Мировой Войны. Стандартную простую форму цвета хаки образца 1918 года японские солдаты носили вплоть до 1931 года, до времени оккупации Манчжурии и становления марионеточного государства Манчжоу-Го. С начала своей, набирающей обороты, экспансии японцы очень большое внимание уделяли дизайну униформы военнослужащих. Самую главную роль играли, как и положено, вопросы удобства и функциональности. Кстати, мало кому известно, что именно Япония была первым в мировой истории государством, которое с 1914 снабжало своих солдат обоими комплектами обмундирования - легким полевым летним комплектом, а также и зимним, в который входили защитные плащи и теплые шинели, оптимизированные для ведения боевых действий на холодных северных территориях Китая и Алеутских островов, например.

Униформа "Тип 90"
Как и во всех родах войск, «Тип» самолета ли, личного оружия, или униформы подразумевал год принятия на вооружение по японскому летоисчислению. Так что, легко понять, что униформа «Тип 90» была разработана и введена в японских вооруженных силах в 1930 году. Обмундирование этого типа широко использовалось в первые семь лет китайской кампании. «Тип 90» включал в себя оба комплекта обмундирования – летнее и зимнее. Включал в себя этот тип обмундирования форменную куртку и брюки цвета «горчичного хаки», краги, а также характерной для японцев формы остроконечный головной убор с козырьком. Летний комплект был выполнен из хлопка, а зимний, соответственно, из шерсти.

Форменная куртка в обоих вариантах, как в зимнем, так и в летнем, была одинакового, простого покроя – с твердым, стоячим воротничком и застегивалась на пять медных пуговиц. Также на куртке были два нагрудных, и два боковых кармана – внутренних, с наружными клапанами. Клапаны карманов застегивались также по центру на медные пуговицы. Правда, несколько найденных экземпляров форменной куртки этого типа были только с нагрудными карманами, но такое встречалось очень редко.

Брюки были одинаковыми для двух типов обмундирования – «Тип 90» и, более поздним, «Тип 98». Чаще всего, это были панталоны и полу-бриджи, которые застегивались на ремешки с пуговицами, или со шнуровкой. Брюки встречались разных покроев – от свободной формы «Джайпур», до узких и обтягивающих. Также с такими брюками шли в комплекте шерстяные портянки аж до колен, которые затягивались на кожаные ремешки.

http://i056.radikal.ru/1005/7f/88207c46952b.jpg

На картинке выше изображен нито-хей (рядовой второй статьи) 1-го пехотного полка. Место действия - Манчжурия, 1931 год. Солдат одет в шерстяной зимнюю форму типа 90. Звание - нито-хей - обозначено на контрпогонах (наплечных полосках ткани). Латунные арабские цифры с обозначением номера полка приколоты к зеленым кавалерийским петлицам с вырезами в виде "ласточкиного хвоста".

В этот период войны в японской армии были распространены фуражки, как у этого рядового, но вскоре их заменят полевые кепи типа 98. Стоит заметить, что в это время все солдаты, вне зависимости от рода войск носили такие фуражки - с красным околышем и красной выпушкой вокруг донца.

Этот солдат носит кавалерийские бриджи зимнего образца из шерсти, и коричневые кожаные сапоги со шпорами. Облегченное снаряжение включает только один подсумок для устаревшего даже в том году 6.5 миллиметрового карабина тип 30. Кавалерийская сабля типа 32 у этого солдата несколько длиннее стандартного образца, что позволяет компенсировать малый рост при рубке с седла.

http://s39.radikal.ru/i085/1005/30/cfc653546629.jpg

На этой картинке изображен итто-хей (рядовой первой статьи) 2-й пехотной дивизии. Место действия - Манчжурия, 1931 год. Этот солдат носит самый распространенный в то время тип стального шлема раннего образца, применявшийся в кампаниях на континенте. Этот тип шлема называли "шлем с сакурой" - по металлической пластине на своде каски.

Поверх шерстяной униформы типа 90, солдат носит подбитую мехом зимнюю безрукавку. Снаряжение - кожаный ранец раннего образца и фляга, также ранней модели. Вооружение - знаменитая винтовка "Арисака" тип 38 (1905 года) - вплоть до 1945 она оставалась основной винтовкой на вооружении японской армии, несмотря на введение нового калибра 7,77 и более новой винтовки типа 99.

http://i020.radikal.ru/1005/0b/d25e52fc6542.jpg

На картинке выше изображен тай-са (полковник) в полевой форме. Место действия - Манчжурия, 1935 год. Он одет в офицерский вариант двубортной шинели типа 90, его звание обозначено на контрпогонах. Офицерские полевые кепи к этому году уже успели войти в экипировку японской армии, вне зависимости от рода войск и званий. Зимняя униформа тип 90 здесь скрыта шинелью и офицерскими сапогами для верховой езды со шпорами.

Вооружен тай-са саблей кио-гунто, которую чаще всего заменяли традиционным японским мечом шин-гунто. В кобуре у офицера - полуавтоматический пистолет "Намбу" тип 14, принятый на вооружение еще в 1925 году - наиболее распространенное личное оружие японских офицеров.

0

7

Вступлением, так скажем, к разработке армейского обмундирования «Тип 98» послужила переработка предыдущего комплекта, с учетом приобретенного опыта ведения боевых действий и пожеланий солдат – униформы «Тип 90». Единственное, что осталось практически неизменным из обмундирования старого типа – это гимнастерка. Гимнастерка, как и раньше, была с запахом от полов и до воротничка – как обычно прямого, высокого и жесткого. Фотографии тех времен иногда демонстрируют незначительные различия со стандартной униформой – возможно, личные попытки отдельных солдат и офицеров изменить для удобства некоторые детали обмундирования под конкретные условия боевых действий.

http://s55.radikal.ru/i147/1005/d1/f578d142efc4.jpg

Три японских часовых позируют на крыше их огневой точки - Китай, прибизительно около тридцати километров от Шанхая. Все трое в униформе "Тип 98". На их пробковых шлемах, больше для защиты от солнца, нанесены знаки различия. На солдате слева - простейший пояс с комплектом, который использовался в основном часовыми и озранниками спецобъектов.

Форменная гимнастерка «Тип 98» была сделана из тех же материалов, что и предшественница – как для зимнего, так и для летнего комплектов. На куртке были те же четыре внутренних кармана с внешними клапанами на медных пуговицах, и сама куртка, как и прежде, застегивалась на пять медных, реже – латунных, пуговиц. Однако, был несколько изменен воротничок – теперь он был как отложным, так и стоячим. Куртку этого типа частенько сочетали и с другими типами обмундирования. Можно сказать, что форменная куртка обмундирования «Тип 98» была самой распространенной, типичной для японской армии. Очень часто униформа производилась в тех же районах боевых действий на захваченных территориях, так что цвет и оттенки куртки этого типа очень часто варьировался – от «горчичного хаки» до светло-коричневого.

http://s004.radikal.ru/i208/1005/df/ea4950d42a82.jpg

На картинке выше изображен дзёто-хей (старший рядовой) пехотны Китайской Экспедиционной Армии. Место действия - Китай, бассейн Желтой Реки, 1944 год. Для рядового на китайском фронте, надо сказать, изображенный на картинке солдат слишком хорошо экипирован:) Туда новое снаряжение и обмундирование поступало далеко не в первую очередь. Униформа - зимний вариант типа 98 со стальным шлемом образца 1932 года. На спине солдата брезентовый ранец поздней модели с матерчатой лентой для фиксации спереди ремней на плечах. За левым плечом видна рукоять шанцевого инструмента, лезвие которого на марше полагалось нести в разобранном виде в брезентовом чехле.

Ручной пулемет тип 99 калибра 7,77 миллиметров, принятый на вооружение в 1939 году - лучший японский пулемет времен Второй Мировой Войны. Под прикладом видна опорная стойка - считалось, что она помогает обеспечивать лучшую устойчивость оружия при стрельбе. В небольших количествах в парашютно-десантные части поставлялись ручные пулеметы типа 99 со складным прикладом. На двойном поясном ремне - пистолет, подсумок и стандартный штык от винтовки "Арисака", который можно одеть на ствол этого пулемета.

http://i044.radikal.ru/1005/14/c23cfaa5e74d.jpg

На картинке выше изображен шо-са (майор) 82-ого пехотного полка 21-й пехотной дивизии. Место действия - Китай, 1938 год. На нем офицерская полевая форма 1938 года, тип 98. Знаки различия - на стояче-отложном воротничке, род войск обозначен цветом нашивки в виде буквы "М" над правым нагрудным карманом. Полевые кепи официально сменили собой фуражки и стали общим головным убором как для простых солдат, так и для офицеров. Однако же, разумеется, кепи для офицеров шили на заказ и были они намного лучшего качества, чем простые, солдатские.

Майор вооружен мечом шин-гунто образца 1934 года. Хоть такой меч и выглядел как фамильный самурайский меч, выпускался он серийно, промышленным образом. Хотя, надо сказать, что многие офицеры, принадлежавшие к древним самурайским фамилиям, во время войны переставляли уставные рукояти на старинные, бывшие родовыми реликвиями. Некоторые офицеры и попросту заменяли уставные мечи старинными, родовыми клинками. Этот же шо-са (майор) носит уставной, серийный клинок, с оплеткой рукояти и темляком из коричневой с красным кожи, положенный штабным офицерам.

0

8

Армейский Тип 98 Военной полиции

Обычно как солдаты, так и офицеры Кемпей-Тай, носили стандартную офицерскую форму "Тип 90", либо "Тип 98" зимнего или тропического образца, в зависимости от обстоятельств. Изначально им полагалась кавалерийская униформа с кавалерийскими бриджами и черными кожаными сапогами для верховой езды. При всех формах одежды, на левое предплечье одевалась белая или цвета светлого хаки повязка с красными иероглифами "кен" - закон и "хей" - солдат. На воротнике мундиров "Тип 98" офицеры Кемпей-Тай иногда, помимо знаков различия по чинам, носили небольшие золотые восьмиконечные эмблемы-хакко. Они представляли собой солнце с 32 лучами - 8 длинными, и 24 короткими.

Служащие местных союзных частей или военные полицейские, набранные в оккупированных регионах, носили обычную тропическую униформу с шортами. Набор местных чинов Кемпей-Тай проводился в Голландской Ост-Индии, их отличительным знаком была специфическая нарукавная повязка. Помимо стандартных для военной полиции иероглифов, на ней были латинские буквы "MP", а ниже, на голландском языке: "Военная Полиция".

http://s60.radikal.ru/i168/1005/95/48ad2724fc2a.jpg

са-кан (старшина) кемпей-тай
Старшина выводит отделение из 20 человек для прочесывания участка с целью обнаружения партизан в оккупированной Малайе. Он одет в тропическую униформу: рубаху, брюки, полевую кепку и кавалерийские кожаные сапоги. Его воинское звание - Юн-И - обозначено на воротнике форменной рубахи. На левом рукаве - белая повязка с иероглифами "Кен" и "Хей". Эти иероглифы иногда вышивались на ткани, иногда - наносились по трафарету. Встречались также в отличие от белых и повязки цвета светлого хаки.

Если не считать маленьких медных значков, которые иногда носили полицейские на воротнике за знаками различия, нарукавная повязка была единственным знаком, указывающим на принадлежность к Кемпей-Тай. Вооружение - полуавтоматический пистолет "Намбу, Тип 14" и унтер-офицерский меч вакидзаси "Тип 94".

0


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Япония в Великой Войне