Нэцкэ – брелок или противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для парфюмерии и лекарств). Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей, кисетом и т.п. Концы шнура завязываются в одном (большем) из выходов отверстия. На одном свисающем конце находится кисет или инро, а на другом, в качестве противовеса, - нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
Нэцке не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцке и по оформлению, и по сюжетам и, нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцке, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцке.
История ношения поясных брелоков существовала во многих культурах мира: известно, что в древнем Китае их изготовляли в третьем веке до нашей эры. В период династии Минь (1368—1644гг.) резные брелоки имели несколько названий: чжуй-цзы и пэй-чуй. Вероятно, именно они и послужили впоследствии прототипами японских нэцкэ. Впрочем, в Японии утилитарную функцию противовесов поначалу исполняли ничем не примечательные кружочки из бамбука. Изготовление же резных фигурок небольшого размера (от двух до семи сантиметров) началось лишь в середине XVI века, и получило широкое распространение в период Токугава (1603—1868гг.) От другого типа японской мелкой пластики — окимоно, фигурка нэцкэ отличается сквозным отверстием «химотоши», в которое продевались концы шнура, привязанного, в свою очередь, к широкому поясу «оби».
Интересно, что первые нэцкэ древние мастера изготовляли из древесных корней, раковин, и даже тыкв. По мере роста популярности нэцкэ, их стали вырезались из дерева (груши, сливы или самшита) рога носорога, зуба кашалота и кости кита-нарвала, а также мамонтовой, слоновой и моржовой кости. Стремясь к декоративным эффектам, мастера использовали дорогостоящие полудрагоценные поделочные камни: яшму и «императорский» нефрит, морские кораллы и пластинки черепахового панциря. Иногда нэцкэ изготовлялись из металла, который после окончания работы покрывали эмалью. Самые изысканные нэцкэ созданы из очень хрупкого сырья — фарфора и янтаря.
Дороговизна материала, замысловатость и изысканность сюжета древних нэцкэ были напрямую связаны с социальным статусом их владельца. Кроме того, форма и тип нэцкэ тоже зачастую диктовались вкусом заказчика — поэтому, для бесшабашных и азартных игроков, мастера вырезали нэцкэ в форме змеи и черепа, поклонники театра приобретали нэцкэ с масками актеров театра. А купцы предпочитали носить у себя на поясе фигурку бога богатства. В целом же, фигурки нэцкэ традиционно имеют символику пожелания счастья их владельцу, очевидно поэтому знаменитые «Семь богов счастья»: Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису, пользовались огромной популярностью среди всех японцев, как своеобразные обереги и амулеты. Фигурки животных — Крысы или Мыши, олицетворяющей зажиточность и домашний очаг, Кота, символизирующего благополучие и долгую жизнь, или лунного Кролика Усаги-Цукино со ступкой, готовящего волшебный эликсир бессмертия — имели неизменный успех. Самым же сильным амулетом, приносящем владельцу удачу, богатство и власть, считались нэцкэ в виде могущественного покровителя императорского дома — Дракона Риндзин.
На XVIII век приходится настоящий пик популярности нэцкэ. Появляются специализированные цеха резчиков нэцкэ, а имена наиболее известных мастеров — у всех на слуху. В этот период официально зарегистрированы работы более чем двух тысяч профессиональных мастеров-резчиков. Современным антикварам и специалистам-экспертам хорошо знакомы имена самых известных создателей нэцкэ — Томоказу, Йошимура, Кайгокусаи, Томотика, Масанао, Масака, Томотада и др. Лучшие образцы нэцкэ отличаются продуманной архитектоникой и пропорциональностью, тщательной проработкой деталей и фактуры. Для истинного шедевра характерна сложная продуманная композиция, которую можно рассматривать со всех сторон, большую роль играют глубина рельефа и свето-теневые контрасты. С помощью золочения и лакировки мастера стремились акцентировать внимание зрителя на любопытных деталях.
В XVII-XIX вв. нэцкэ создавались по всей территории Японии. Многие из существовавших центров нэцкэ в настоящее время неизвестны, многие представлены двумя-тремя нэцкэ. Сегодня в достаточной мере изучены 19 школ резьбы нэцкэ, среди которых ведущее место занимают школы Киото, Эдо, Осака, Нагоя, Цу, Ямоде.
Значительная часть нэцке конца XIX и все нэцке XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцке не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба нэцке. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).
Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в нэцке исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах кимоно вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими нэцке: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленые и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: нэцке, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные нэцке.
Среди наиболее известных крупных коллекционеров на Западе — американец В. Бошар, начавший собирать свою коллекцию в 1945 году, во время своей военной службы в Японии. Впоследствии, он навсегда там поселился, и путешествуя по провинции, сумел собрать самую крупную в мире частную коллекцию японских нэцкэ. Как истинный поклонник японского искусства, Бошар сам написал ряд статей про нэцкэ, а также перевел на английский язык работу известного японского искусствоведа У. Рейкики. К сожалению, огромная и очень ценная коллекциия В.Бошара не сохранилась в своем первоначальном виде. Несколько лет назад его наследники распродали всю коллекцию по частям на аукционе Southbey’s.
В Украине один из самых крупных собирателей нэцкэ — Андрей Иванов, его коллекция насчитывает около 600 антикварных экземпляров, датированных XVII—ХХ веками. Широко известен и коллекционер Александр Фельдман: окимоно и нэцкэ в его коллекции датируются XIX — XX веками.

Наибольшее распространение имели шесть форм нэцкэ:
Катабори – небольшая резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Для зрелого периода нэцкэ (конец XVIII – начало XIX в.) она наиболее характерна.

Кагамибута – по форме напоминает плоский сосуд, выполненный из кости, рога, реже – дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления.

Мондзю – свое название получила благодаря круглой плоской форме, похожей на рисовую лепешку мондзю. Такие нэцкэ чаще выполнялись из слоновой кости, изображение на мондзю передавалось гравировкой, которая, как правило, сопровождалась чернением.

Вариантом мондзю была и форма Рюса. Основное отличие этой формы от обычной мондзю в том, что она пустая внутри, а ее верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780-е годы), по имени которого она и названа.

Саси – одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Саси затыкали за пояс таким образом, чтобы отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисали кошелек, ключи и т.п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, цеплявшийся за верхний край пояса.

Итираку – нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетенные из проволоки, бамбука или тростника.

Материалы нэцкэ разнообразны. Их резали из дерева, слоновой и моржовой кости, рога оленя, буйвола, носорога, нарвала, клыков вепря, медведя, волка и тигра, костей различных животных. Использовались также мел, металлы, фарфор, бамбук, кремень, агат, янтарь, панцири черепах, стекло, нефрит, окаменевшее дерево. Однако развитие нэцкэ как самостоятельного искусства, становление его художественного языка связаны с двумя материалами: деревом и слоновой костью.
Сюжеты нэцкэ в целом такие же, что и в других видах японского искусства: исторические персонажи, боги и бессмертные, герои литературных произведений, известные литераторы, реальные и мифологические животные, растения с благожелательной символикой, сценки из повседневной жизни. Подавляющее большинство сюжетов и тем нэцкэ имеет благожелательный подтекст. Это относится к изображениям не только божеств или святых, но и животных, растений, предметов. Их символика, как правило, связана с пожеланием богатства, благополучия, долголетия. По большей части это символика китайского происхождения: жемчужина, цветок пиона, черепаха, цилинь, дракон и т.д. Некоторые изображения нэцкэ могут обладать не только благожелательной, но и охранительной символикой. К числу таких изображений относятся и так называемые «циклические» животные, то есть животные, олицетворяющие периоды шестидесятилетнего цикла: змея, кабан, лошадь, обезьяна и т.д., которые считались способными принести благо или отвратить беды от владельца, родившегося в соответствующий год. В тех случаях, когда изображались все двенадцать символических животных, благожелательный и охранительный подтекст нэцкэ становился универсальным. Охранительной символикой обладали изображения и других животных и рыб, в частности - сома. Кроме того, это демоны – они, леший – тэнгу и водяные – каппа – персонажи народных верований и суеверий японцев.

http://s006.radikal.ru/i213/1002/6b/52afaa71b083t.jpg  http://i060.radikal.ru/1002/ff/df42dfd51cc4t.jpg  http://i060.radikal.ru/1002/82/ec2d05e3f38et.jpg  http://s11.radikal.ru/i183/1002/7a/cc27755f34cct.jpg

Отредактировано Kitsune (2010-02-12 20:21:45)