Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Аниме Энциклопедия » Апокалиптические Образы Мира В Японской Анимации. Часть 1


Апокалиптические Образы Мира В Японской Анимации. Часть 1

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Апокалиптические Образы Мира В Японской Анимации.

Часть 1

17. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
18. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
19. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
20. И всякий остров убежал, и гор не стало;
21. И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

[реклама вместо картинки]

Все имеет свое начало и свой конец. Вряд ли нам удастся припомнить хотя бы одну религиозную или мифологическую систему, в которой отсутствовали бы истории о сотворении мира и его конце. Независимо от того, созданы ли эти образы исключительно человеческим воображением или на самом деле где-то там есмь Альфа и Омега, мотивы Апокалипсиса будут сопровождать человечество в течение всей его истории, ибо окружающий мир убедительно подтверждает – нет ничего вечного под луной.
   Первое время монополия на конец света принадлежала исключительно религиозным текстам. Более того, ни о каком "постапокалипсисе" в таком контексте и речи быть не могло, ибо в лучшем случае человечество переходило в иную фазу существования (христианство), а в худшем окончательно и бесповоротно накрывалось слегка подмороженным медным тазом вместе со своими богами (скандинавская мифология). В силу вполне объяснимых причин, возможность существования Homo Sapiens на Земле после свершения конца света богословами не рассматривалась. Подобного рода идеи пришли в литературу лишь тогда, когда религии пришлось потесниться под давлением научно-технического прогресса. Образ чадящего железного молоха, пожирающего своих создателей, оказался ближе первооткрывателям жанра, нежели всадники Апокалипсиса, авторитет которых серьезно пошатнулся. В умах человечества впервые зародилась мысль о том, что конец света может наступить гораздо раньше предсказанного Иоанном Богословом вскрытия семи печатей.
   Тему продолжили немецкие и английские романтики, предрекавшие гибель человечества и человека в столкновении с техническим процессом и его последствиями.
   Уже в 1805 году появилась поэма в прозе "Последний человек", написанная Жаном-Батистом Кузеном де Гренвилем, в которой технический прогресс приводит человечество к уничтожению. В романе "Последний человек" Мери Шелли живописала гибель человечества от эпидемии. Ну, а поэму Чарльза Гордона Байрона "Тьма" многие сейчас считают провидческим описанием ядерной зимы.
   Так что тема грядущего Апокалипсиса активно использовалась писателями и поэтами еще 19 века.
   В начале 20 века причин мрачно смотреть на будущее у человечества оказалось еще больше: социальные взрывы, геополитические изменения, глобальная война, все эти потрясения заставляли многих считать их предвестниками конца света. К тому же все традиционно ждали всемирной катастрофы в связи с концом столетия (1900 годы).
   Правда, тема Апокалипсиса обогатилась тем, что многие стали верить, что и после глобальной катастрофы можно выжить. Вот только существование этих немногих выживших представлялось настолько мрачным и ужасным, что просто просилось на бумагу и не могла не будоражить умы. Часто в одном произведении соединялись изображения, собственно, апокалипсиса и жизни после него (постапокалиптика).
   Первое классическое произведение этого жанра — роман Ричарда Джеффриса "После Лондона" (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. По предположениям Джеффриса, человечество, в результате глобальной катастрофы, скатывается до уровня первобытного варварства, пытаясь выжить, а потом медленно проходит в своем развитии всю историю к феодальному строю времен Средних веков.
   Этот сценарий оказался настолько востребованным, что часто использовался другими авторами. Тот же Джек Лондон, который у нас более известен как певец освоителей севера, золотой лихорадки и романов о животных, в свое время написал весьма яркие романы в жанре апокалиптики, самый известный из которых – "Алая чума". В нем описана пандемия, в результате которой большая часть человечества гибнет, все христианские нормы идут псу под хвост, а социальные и человеческие ценности не имеют больше значения. К слову, это в большей степени социальный роман, чем «чистая» фантастическая апокалиптика.
   В фантастике середины 20 века такой сценарий также разыгрывался не раз, "Отклонение от нормы" Джона Уиндема, "Гимн Лейбовичу" Уолтера Миллера, "Долгое завтра" Ли Брэкетт, изумительный "Парень и его пес" Харлана Эллисона. Да что их перечислять, все читали в детстве. Главное то, что человечество в результате "откатывается" в своем развитии далеко назад, устанавливаются новые нормы, весьма далекие от цивилизованных. И только от воображения автора зависит, насколько низко человечество падет. Постапокалиптические образы в литературных произведениях также весьма мрачны: как правило, выживают лишь изолированные сообщества, противостоящие внешней угрозе и отвергающие чужаков. Человечество берет на вооружение принцип «жесткой селекции», буквально, включает систему распознавания "свой-чужой". Чужаки, каковы бы ни были отклонения, хоть светлый разум и доброта, всегда изгои и обречены.

[реклама вместо картинки]

  Сценарии апокалипсиса, правда, в 20 веке очень обогатились: уже не только фатальное столкновение с кометой или всемирная эпидемия, но весьма актуальными стали захват Земли инопланетными существами и последовательное истребление землян (Герберт Уэллс "Война миров"). Довольно забавно на этом фоне смотрится классический роман Джона Уиндема "День триффида", в котором роль "инопланетных" захватчиков сыграли ядовитые шагающие растения, выращенные самими людьми (как сказали бы сейчас – ГМО). Достойного сопротивления этим тварям население Земли не смогло оказать по причине того, что ослепло от света пролетающего мимо планеты метеоритного потока.
   Не менее популярны оказались сценарии природной катастрофы, тотальной войны с применением ядерного и другого оружия, и даже появление искусственного разума и его выход из под контроля человека с последующей «войной машин». Интересно, что, ядерная угроза успела стать глобальной для ученых до того, как была создана первая атомная бомба. Начальные расчеты группы Оппенгеймера показали, что одна-единственная цепная реакция может уничтожить весь водород и азот на Земле. К счастью, ученые ошиблись.
   Как правило, все эти произведения несут весьма пессимистический взгляд на человечество, на его способность сохранить разум, выжить, сохранить социальные и моральные нормы. Скорее, в апокалиптической и постапокалиптической литературе все человеческие ценности подвергаются жесткой проверке, и, как правило, ее не проходят.
   Конечно, тема эта не обошла и кинематограф. Первый фильм на постапокалиптическую тематику был снят в 1924 году и носил весьма говорящее название "Последний человек на земле". Забавно, что тема уничтожения человечества в кино была популярна "волнами": 50-е, 80-е и нынешнее десятилетие весьма обогатило набор "смертей" человечества и его последующего мучительного выживания. Причем, интересно наблюдать, как менялись причины уничтожения человечества: от захвата земли инопланетными существами, тотальной войны и ее последствий до природных катастроф, ставших столь популярными в последнее время.
 
[реклама вместо картинки]

   Понятно, что такой богатый материал не мог не быть использован японскими аниматорами, гораздыми на выдумки. И тут были не только опробованы все известные темы и приемы, но и добавлены новые. Но японцев более привлекла тема выживания человечества, становление социальных отношений в мире после глобальной катастрофы. Тут их фантазия разыгрывается, предлагая разные варианты существования человеческого общества. Но все они, как правило, весьма пессимистичны.

[реклама вместо картинки]

Наиболее распространенным является вариант установления тоталитарного строя, где технократы, владеющие артефактами практически стертой в результате глобальной катастрофы цивилизации, правят миром твердой рукой. Как пример можно привести классический полнометражный фильм "Akira" режиссера Отомо Кацухиро. В нем действие происходит спустя 21 год после кошмарного взрыва, стершего Токио с лица земли. Пусть здесь речь идет об одном городе, но мир Нео-Токио, скорее, представляется как модель жизни для всего человечества после глобальной катастрофы. Здесь показано, как история падения человека и уничтожения в результате достижений технического прогресса, попавших не в те руки, повторяется. Вообще, тема злобных сильных мира сего, способных ради собственных сиюминутных прихотей уничтожить весь мир весьма сильна в японской постапокалиптической анимации. Это даже скорее напоминает основные темы киберпанка, недаром часто эти жанры, киберпанк и постапокалиптику, путают. А иногда и намеренно переплетают. Как пример такого сплетения можно привести "Battle Angel Alita" 1993 года, режиссер Фукутоми Хироси. Здесь показан мир спустя много лет после катастрофы, жестко разделенный на "верхний" и "низший" по классовому признаку. В нижнем, попросту трущобах, люди прозябают, довольствуясь мусором, падающим к ним из «верхнего» мира. Половина жителей этой мусорной свалки человечества – киборги, имеют механизированные части тела, а жители привилегированного «верхнего» мира часто использую «низших» в качестве хранилища органов для пересадки.

[реклама вместо картинки]

Еще более жестко показана участь человечества в аниме "Desert Punk" Инагаки Такаюки. Тут остатки человечества влачат жалкое существование в пустыне. Главным законом становится – не верь никому, убей первым, тогда выживешь. Понятно, ни о каких человеческих ценностях речь и не идет. Наоборот, чисто человеческие желания главного героя приводят его к краху. Хотя, справедливости ради, отметим, что сюжет "Desert Punk" скорее носит характер сатирический и подается с немалой долей циничного юмора.

[реклама вместо картинки]

Есть у японцев и весьма светлый вариант "средневекового варварства", в которое человечество скатилось после катастрофы и весьма, надо заметить, уютно живет. Имеется в виду "Scrapped Princess". Правда, уют этот оказывается иллюзорным, и здесь не обходится без жестокой правящей элиты.
   Но японцы не были бы японцами, если б не дали человечеству шанс. "Stellvia of the Universe" Сато Тацуо оказывается весьма позитивным взглядом на возможность человека преодолеть свою судьбу. Когда человечество в результате далекой космической катастрофы оказывается на грани гибели, оно находит в себе силы для объединения и развития, чтобы избежать печальной судьбы. Даже графически это аниме существенно отличается от своих мрачных собратьев по тематике.
   Это только начало - в следующей части мы более подробно расскажем о том, как показаны темы апокалипсиса в японской анимации, какие сюжеты предлагаются, каков взгляд на возможности человечества у японский аниматоров.

Продолжение сдедует...

Авторы: Monosugoi Syako & sariman

Отредактировано Hentaro (2010-07-28 12:01:47)

+2

2

молодчага http://monstric.j-net.ru/get/photo/fullsize/38.gif

0

3

не узнал ничё новова  http://monstric.j-net.ru/get/photo/fullsize/avatar25154jq7.gif

0


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Аниме Энциклопедия » Апокалиптические Образы Мира В Японской Анимации. Часть 1