Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Кодекс самурая


Кодекс самурая

Сообщений 31 страница 44 из 44

31

Военная служба

Вообще-то говоря, официальные обязанности воинов двояки: сражаться и строить.
Когда идет война и изо дня в день то там, то здесь продолжаются бои и стычки, воину совсем не до отдыха.
Строительство ведется в ходе боевых операций - здесь крепость, там - ров; баррикады, укрепления, сторожевые будки. Изнурительный труд всех без исключения, невзирая на положение, на тяжелой строительной работе, может продолжаться сутками и требует энергичных усилий.
В мирное время нет боев, и не надо для их подготовки ничего сооружать. Поэтому воины, служащие под началом военачальников, больших и малых, выполняют такие обязанности, как охрана, сопровождение, доставка корреспонденции и многие другие дела.
Если люди думают, что эти гражданские обязанности и есть настоящая работа для воинов, они перестают считать сражение и строительство важнейшими обязанностями воинов. Когда даже в редких случаях сёгун требует участия баронов и лендлордов в общественных проектах, и расходы, будучи большими, распределяются среди рыцарей, состоящих на службе в их владениях так, чтобы каждый мог внести небольшой взнос, недовольство и ворчание по поводу того, что эти поборы незаконны, проистекает из непонимания того факта, что сражение и строительство - две важнейшие стороны военной службы.
Что касается обычных, повседневных дел, таких как охрана, сопровождение или доставка корреспонденции, то если вы считаете обременительным делать свою повседневную работу и притворяетесь больным, чтобы без колебаний переложить работу на своих сослуживцев; если вы против совместной оплаты расходов на поездку в случае командировки и, страдая от трудностей дороги, притворяетесь больным, чтобы переложить расходы и хлопоты на других, не опасаясь их презрения; если несмотря на то, что идти недалеко, вы не стесняетесь брюзжать в присутствии коллег о необходимости идти куда-то дважды в один и тот же день или выходить в дождь, делая свою работу с плохим настроением, даже если и трудитесь упорно - тогда вы ничем не отличаетесь от простого лакея или простолюдина, натянувшего на себя шкуру воина.
Когда рыцари, рожденные в Эру воюющих государств, шли в бой, летом ослепительное солнце безжалостно жгло их доспехи; зимой ледяной ветер проникал сквозь амуницию. Они мокли под дождем, их заносило снегом. В поле и в горах они спали, положив голову на рукав, ели только неполированный рис и соленый суп.
В открытом ли бою, при осаде крепости или при обороне укрепления рыцари испытывали страшные лишения и усердно трудились. Единственное, чего они не испытывали - это просто обычное нормальное состояние.
Когда размышляешь об этом, становится понятно, какое большое счастье родиться в мирное время, когда летом мы вешаем сетки против москитов, зимой закутываемся в ночные пижамы и ватные одеяла, едим, что любим, и живем в мире и комфорте. Ведь в это время нет достаточных оснований заботиться об охране дома или сопровождать кого-либо или быть посланным с каким-нибудь трудным заданием.
Рассказывают, что великий воин, известный как Мастер-лучник, имел привычку писать на стене четыре слова, которым он следовал в повседневной жизни: "Всегда на поле боя". Я отмечаю это для назидания начинающим воинам.

0

32

Осмотрительность и благоразумие

Если кому-нибудь подарят куртку или костюм с эмблемой его сюзерена, то когда он надевает куртку, он должен надеть костюм с собственной эмблемой, а когда он надевает костюм с эмблемой сюзерена, то должен надеть куртку с собственной эмблемой. Будет невежливо по отношению к сюзерену, если воин наденет одновременно и куртку, и костюм со знаками отличия сюзерена, потому что так одеваются лишь родственники лорда.
Когда подаренная куртка или костюм станут слишком старыми, чтобы их носить, надо срезать с них знаки отличия лорда и сжечь. Это делается для того, чтобы не бросать пятно на эмблемы.
Далее, когда случается тяжелая болезнь или трагическое происшествие в доме вашего сослуживца по соседству, даже если вы и не находитесь в близких отношениях с ним, вы должны воздерживаться от громкого смеха, пения и других подобных вещей. Вы должны также указать жене, детям и слугам поступать так же. Это не только потому, что кто-нибудь может что-то не так подумать; это осмотрительность - чтобы не быть пристыженным окружающими как невнимательный и невоспитанный человек.

0

33

Словесное выражение

Когда воину, состоящему на службе, его хозяин поручает ответственное задание казнить кого-либо, ему надлежит отвечать так: "Для меня быть выбранным для этого официального поручения среди многих мужчин поместья - достойная воина судьба, за которую я благодарю; конечно, я согласен без каких-либо сомнений". Вялое согласие, напротив, совсем не годится.
Поясню. Даже если вы храбро решили выполнить добросовестно и до конца поручение своего хозяина, может случиться так, что вы не сможете довести экзекуцию до конца, вас самого даже могут убить в ее процессе, если человек, которого вы должны были убить, даст отпор и будет сопротивляться. При любом исходе ваши коллеги вспомнят и оценят ваши слова при получении задания - к лучшему или худшему.
Если все кончится хорошо, люди будут гордиться вами, говоря, что вы казались способным выполнить эту работу с момента, как ответили согласием на предложение господина, и вы выполнили ее просто замечательно. Если же вы потерпите неудачу и будете убиты, люди вспомнят, как вы с готовностью брались за задание, и выразят свое огорчение, говоря, что по вашему поведению нельзя было и предполагать о неудаче, и удивляясь, что все так плохо сложилось.
И далее, если в вашем согласии с самого начала чувствовалась хотя бы слабая неуверенность, даже если вы и выполнили всю работу успешно, никто не будет гордиться вами; люди скажут - повезло. А если вы потерпите поражение, люди начнут злословить, говоря, что ваш успех был под сомнением еще с момента вашего согласия на это дело - вот вы и проиграли.
Вот почему согласие должно даваться вежливо и твердо, без малейших колебаний.
Важнейшая заповедь всех рыцарей - не допускать грубых ошибок или опрометчивых действий. Например, если вас попросили о помощи, взвесьте все, продумайте, выполнима ли ваша просьба. Если считаете, что невыполнима, это одно дело; но если готовы согласиться, то делайте это решительно и без колебаний.
Как в вышеупомянутом случае, даже если просьба может показаться чрезмерной, если вы не расположены ее выполнять и всем своим видом демонстрируете, что соглашаетесь против своего желания, обратившийся к вам человек почувствует себя неловко и с обидой и ожесточением подумает, что ему было бы лучше не просить вас. Вести себя таким образом, значит проявить безволие и колебания; это, пожалуй, хуже всего.

+1

34

Семейные предания

Рыцари на службе, даже новички, не представляющие себе старых времен, обязаны расспрашивать старших, чтобы знать о происхождении семейного клана из сюзерена, о его предках , его кровных родственниках, родственниках по браку и даже о выдающихся сослуживцах в его доме, неизвестных миру.
Для чего это нужно? Может случиться, что при встрече с людьми из другого владения и общении с ними вас спросят о доме вашего хозяина, и если вы проявите незнание, даже пусть в целом вы производите впечатление хорошего работника, то из-за этого о вас могут подумать с пренебрежением.

0

35

Эскорт

Когда воин на службе сопровождает своего господина в путешествии, то по прибытии на постоялый двор ему надлежит поговорить с местными жителями, разузнать, как лучше добраться до виднеющихся неподалеку гор, лесов, монастырей или храмов; чьи угодья и в каком направлении от лагеря располагаются, и каково состояние дороги.
Крайне важно провести рекогносцировку и достоверно определить все особенности пути до захода солнца. Основание для этого - если среди ночи вспыхнет пожар и господину придется спасаться бегством, рыцарь может возглавить процессию и указать верный путь.
И далее, находясь в пешем эскорте, надо быть впереди господина, поднимаясь на холм, и позади него, спускаясь с возвышенности. Это может показаться мелочью, но такова часть службы и служебного этикета.
Используйте приведенные примеры как ключ к разгадке того, что вы можете сделать как слуга, раз уж вы на службе. Воину необходимо сосредоточиться на своих обязанностях и старательно их выполнять

0

36

Чиновники

Есть расхожая поговорка, что белые куртки и начальники лучше всего тогда, когда они новые. Хотя это всего лишь шутка, но, похоже, в ней есть доля истины.
Когда белая куртка новая, она выглядит очень привлекательно. Но когда ее долго носят, она загрязняется на воротнике и манжетах и со временем становится такой серой и замызганной, что на нее неприятно смотреть.
То же относится и к высшим чиновникам. Когда они только приходят на работу, это невинные младенцы, пунктуально исполняющие распоряжения господина и уделяющие большое внимание даже незначительным делам. На службе они очень опасаются нарушить свою присягу данному месту работы, поэтому выполняют поставленные перед ними задачи безупречно.
Но даже люди, снискавшие уважение населения всего поместья как бескорыстные, справедливые и прекрасные чиновники, могут со временем превратиться лишь в эффектно выглядящие маски, после того как проработают долгое время и познают все секреты службы. Теперь они даже могут совершать грубые ошибки, каких никогда не делали, когда только начинали работать.
Более того, чиновники, только начинающие служить, немедленно возвращают любые дары посетителей, следуя клятве, данной при поступлении на работу. Или если же подарок следовало в силу каких-либо обстоятельств принять, обязательно делают ответный, такой же стоимости. В любом случае все это делается открыто. Со временем, прежде чем служащие осознают это, их шкала ценностей претерпевает изменения. Пока чиновники заняты на этой работе, они хотят что-то получить от нее. Если же они сразу вернут подарок только потому, что никогда не брали их раньше, другой возможности может и не представиться.
Такая скрытая мотивация проявляется в их выражении лица и манере туманно высказываться, и люди достаточно сообразительны, чтобы понять замысел. Внешне чиновники ничем себя не выдают, но посредством закулисных контактов или другими способами вынуждаю "дарить" именно столько, сколько хотят получить. В ответ чиновники предлагают возможность обойти законы и получить привилегированное обращение. Такая коррупция подобна зрелищу превращения белой куртки в грязно-серую.
Однако когда куртка пропитывается жиром и потом, грязью и пылью, следует постирать ее хорошим моющим средством, и она станет чистой. Когда человекческое сердце находится под влиянием всевозможных махинаций, которые пачкают его; в отличие от куртки, простая стирка и полоскание, так сказать, здесь не помогут. Белая куртка к тому же нуждается в стирке только раз или два в году; а человеческое сердце, даже если его чистить постоянно двадцать четыре часа в сутки, чтобы вы ни делали, в любом случае легко пачкается снова.
Имеется много различных моющих средств для чистки белых одежд. Точно так же имеется много правил и инструкций (занятий, способов, упражнений), которыми, как моющими средствами, очищают сердца воинов.
Что это за правила? Преданность, долг и смелость. Есть грязь, которая убирается очищающим средством преданности и верности, есть грязь, которая смывается добросовестным исполнением долга.
Когда пятна все же остаются после "чистки преданностью" и "полоскания в долге", тогда вы прибегаете к моющему средству "смелость" и делаете решающее усилие, чтобы очиститься от грязи. Это последний секрет воинов, как очистить свое сердце.

0

37

Власть заимствованная и власть украденная

Для рыцаря на службе существует такое понятие, как заимствование на время властных полномочий своего господина, и такое понятие, как узурпация, или захват власти господина. Для лорда также существует понятие передачи власти и полномочий слуге и понятие потери власти, украденной неверным слугой.
Предположим, рыцарь, которому поручили ответственную работу, молод или занимает невысокое положение. В зависимости от обычаев, принятых во владении господина, и обстоятельств тех времен, он может выполнять задание, ссылаясь на некоторые полномочия, которыми его наделил господин.
Так как на первых порах это в интересах сюзерена, подчиненный на время выполнения порученной ему работы заимствует властные полномочия господина, чтобы управлять делами поместья. Это называется заимствованием власти сюзерена.
Располагая полномочиями господина, рыцарь после полного завершения своей работы и удовлетворения потребности людей, позаботившись о делах хозяйского владения, обязан затем незамедлительно возвратить эти полномочия, то есть снять их с себя и заняться непосредственно своей работой в соответствии с правами, соответствующими занимаемому посту. Однако может так случиться, что обласканный славой и имеющий за собой хозяйскую силу и влияние воин сделается алчным и в конечном счете загорится идеей сохранить за собой властные полномочия господина. Это называется кражей, или узурпацией, власти сюзерена.
Далее, передача власти сюзерена для усиления влияния слуги является примером действий просвещенного лидера и мудрого командира. Это называется временной передачей (одалживанием) властных полномочий слуге. Неприятности начинаются, когда сюзерен не отзывает обратно свои полномочия сразу же после выполнения слугой задания, оставляя их переданными на неопределенно долгое время. В итоге их становится трудно восстановить в прежнем состоянии; и в результате хозяйская власть (или ее часть) узурпируется. Это называется захватом, или кражей, власти вассалом.
В этом не только главный личный и профессиональный позор и унижение для сюзерена, но и источник многих бед и потерь. Если слуга приобретает слишком большое влияние, власть сюзерена, его достоинство и высокое положение, естественно, ослабеют. Все его имущество перейдет к слуге, и рыцари поместья сообразят, что для получения официального одобрения на все действия им достаточно всего лишь согласия влиятельного слуги.
В силу этого рыцари будут, естественно, стараться снискать его расположение и меньше думать о своем господине.
Таким образом, сюзерен и его сторонники будут отстранены от управления, и вряд ли преданные и верные сюзерену рыцари смогут появиться в таком владении. Случись что-нибудь неприятное или переворот, во владениях сюзерена совсем не окажется достойных мужчин, могущих взять ситуацию под свой контроль.
И далее, бывает так, что даже все чиновники, близкие к сюзерену, как и рыцари в гражданских учреждениях, не говоря уже о рыцарях менее значительных, находятся под прессом власти одного-единственного слуги-фаворита, наделенного полномочиями сюзерена.
Понимая, что это вредит положению господина, они все же стараются не рассказывать об этом, не желая поставить господина в известность о происходящем, даже хотя сами возмущаются этим и тайком жалуются своим близким друзьям. При таких обстоятельствах у сюзерена просто нет возможности узнать о деспотизме, привилегированном положении и росте влияния своего слуги.
В результате этого умолчания сюзерен продолжает оставаться в неведении и считает, что все, что делает тот слуга, делается правильно. Неизбежно этот господин подвергнется общественному осуждению за то, что обрек себя на неприятности по собственной халатности и неумению правильно разбираться в людях, а это качества, не подобающие никому в положении сюзерена или главнокомандующего.
И в довершение всего, поскольку этот человек не страшится глаз и ушей господина и еще меньше принимает во внимание настроения и мнения своих сослуживцев, он начинает подкупать мелких служащих, используя имущество господина, чтобы давать подарки его друзьям и получать от них ответные дары уже для самого себя, и принимать гостей, угощая их припасами из хозяйских кладовых.
Поскольку он распоряжается хозяйской собственностью как своей, финансы господина в конце концов истощаются. Это еще одна большая беда, случающаяся с теми сюзеренами, кто позволил слугам узурпировать власть.
Уясните для себя окончательно: пока мы состоим на службе у своего сюзерена и получаем от него щедрое вознаграждение, крайне необходимо быть всегда почтительными, сдерживать собственную гордыню и служить таким образом, чтобы преумножить власть и достоинство своего господина во всех отношениях. Вот почему старики говорят, что "преданный слуга знает лишь, что у него есть господин; он не знает, кто он сам".

0

38

Поборы (вымогательство)

Для рыцарей на государственной службе бывает сложно заниматься делами казначейства. Это происходит потому, что непривычно и трудно человеку рядовых способностей и возможностей оплачивать расходы господина и при этом не обидеть никого из служащих в поместье, поселян, живущих вокруг замка, и крестьян в деревнях. Когда вы думаете только о соблюдении интересов своего господина, страдают его приближенные, те, кто внизу.
Если же вы стараетесь доставить удовольствие тем, кто внизу, страдают финансы хозяина. Любая крайность порождает проблему.
К тому же не имеет значения, каким ловким и способным может быть воин от рождения, он все равно подвержен вирусу жадности. В силу этого, если кто-либо свободно распоряжается финансированием расходов своего господина, выделяя их персоналу владения и управляя вложением денег, он может со временем зазнаться и захотеть прославить себя и повысить свой статус. Тогда он хитроумно присваивает деньги господина, строит шикарный дом, обставляет его античной мебелью и принимает с щедростью гостей. Таких казначеев называют вороватыми министрами или министрами-ворами.
И далее, допустим, что кто-нибудь создает новый свод правил и наставлений, отличный от эталонов прежних поколений. Он утверждает, что делается это в интересах господина, и не признает, что новый кодекс создает трудности для всего хозяйства поместья; требует выполнения непомерных обязанностей от горожан и обременяет крестьян в деревнях высокими налогами, не думая, как плохо это отразится на крестьянах в будущем, а руководствуясь сиюминутной выгодой и заботясь только о немедленном доходе. Он приписками увеличивает по меньшей мере вдвое число проницательных старцев и чиновников во владении, согласных с этим, и добивается незаконных повышений окладов и премий в их учреждениях. Если новый свод законов признают непрофессиональным и неэффективным, он спишет все на ошибки в переписи вышеупомянутых старцев и чиновников, укрывшись в их тени, дабы избежать какой-либо ответственности и осуждения, показывая этим, что не испытывает сам никакого беспокойства. Деятелей, подобных этому персонажу, называют министрами-вымогателями.
Если же министр вороват, даже хотя он и крадет у своего господина и ведет себя неподобающим рыцарю образом, когда его покарают небеса, и вор будет брошен на произвол судьбы, он потеряет свою жизнь. Когда такая личность терпит крах, проблема разрешается - банкрот не может более причинять другим затруднения и беспокойство, он перестает быть помехой властям или позором нации.
Что же до министра-вымогателя, то он создает проблемы для всех. Потому что инициирует непоправимые действия, которые реально мешают национальному правительству, даже если он не преследует цели личного обогащения; тем не менее его преступление еще тяжелее. Вот почему древние мудрецы говорили: "Лучше иметь вороватого министра, чем министра-вымогателя".
Казалось бы, для рыцаря не может быть ничего более позорного, чем получить репутацию вороватого министра, но, исходя из смысла вышеприведенной цитаты, самое тяжкое преступление - стать министром-вымогателем. Следовательно, если наказанием для вороватого министра определяют обезглавливание, для министра-вымогателя карой должно стать четвертование.
Это соответствовало действительности, потому что в старые времена министры-вымогатели и вороватые министры различались так, что в народе привыкли говорить: вороватый министр лучше министра-вымогателя. В наше время министры-вымогатели также поступают подобно вороватым министрам: стараются создать видимость заботы об интересах сюзерена, в то время как исподтишка тратят доходы владения на свои личные нужды. Они министры-вымогатели и вороватые министры в одном лице одновременно; они просто бандиты. Какого вида наказания заслуживают подобные преступники? Даже трудно сказать.

0

39

Инспекторы и управляющие

Рыцари невысокого ранга, служащие под началом инспекторов и управляющих, осознают, что они обязаны нести личную ответственность за настроение своих начальников и за все хорошее и плохое в их группе.
Если им повезло утвердиться лидерами группы, они должны доброжелательно относиться к каждому члену своей группы, считая это своей служебной обязанностью. Естественно, каждый понимает, что при этом не должно быть пристрастности или фаворитизма вообще.
Когда люди постепенно поднимаются до положения инспектора или управляющего, их поведение, однако, меняется. Теперь перед нами те, кто были хорошими рыцарями, когда занимали скромную должность, но стали непомерно чванливыми, достигнув высокого положения. В итоге они потеряли благосклонность своего сюзерена, стали никем и канули в лету. Я думаю, это назидательные примеры того, что может случиться.

0

40

Леность

Как указывалось в первой главе, для рыцаря, служащего сюзерену, жизнь заключается в сегодняшнем дне, завтра - сплошная неопределенность. Поэтому он воспринимает каждый день, как если бы это был единственный день для исполнения служебного долга, и в силу этого он не будет бездельничать и манкировать никакими своими обязанностями. Так как у него на этот самый день имеется определенное поручение, это залог того, что он не пропустит и не забудет ничего.
В противоположность этому, когда вы думаете, что будете на своей работе всегда, тогда-то и начинаются все беды. Вам скучно, вы становитесь неинициативным и ленивым. Начинаете пренебрегать даже неотложными делами, не говоря уже о менее срочных, откладывая их на следующий день или утверждая, что они уже сделаны, или хитростью перекладывая их на сослуживцев или на других бездельников. Так как никто не несет персональной ответственности за исполнение, задания накапливаются и ничего, кроме путаницы не происходит. Все это ошибки, которые происходят из представления, что всегда будет время в будущем. Вам надлежит больше всего опасаться этого.
Например, если вам предстоит отдежурить несколько дней в месяц, вам надлежит определить маршрут от вашего дома до поста, подсчитать, сколько времени потребуется на дорогу, чтобы прибыть туда немного раньше времени смены караула. Если вы тратите время на чаепитие, курение, семейные разговоры и поздно уходите из дома на дежурство, на котором вам надлежит быть в любом случае, вам приходится спешить и мчаться на пост, потея на ходу. Обмахиваясь веером даже зимой, вы можете постараться оправдаться, что вы опоздали так как у вас были какие-то неотложные дела. Это выглядит глупо. Дежурство воина наблюдателем на посту - это важная работа по обеспечению безопасности; никто не может опаздывать на эту работу по каким-либо личным причинам, что бы ни случилось.
И далее. Есть такие, кто хорошо это понимал и всегда рано поднимался на службу, но, придя на пост, начинал проявлять нетерпение, беспокойно ожидая запоздавших товарищей, нервно зевая и не желая оставаться в помещении даже на время, торопясь вернуться домой. Все это - неподобающие явления нашего времени.

0

41

Поведение в чрезвычайных ситуациях

Когда два сюзерена встречаются на переправе у реки на пути их следования, если их слуги начнут перепалку и это перерастет в схватку, то в зависимости от развития событий сюзерены могут быть вынуждены вступить в бой друг с другом. И не надо говорить, чем все это кончается, когда два лорда вступают в поединок.
Поэтому крайне необходимо осознавать, что "неприятности поднимаются (возникают) снизу", и быть осторожным, сопровождая своего господина в путешествии. Вы должны не только сами быть всегда настороже, но и держать в постоянной готовности своих товарищей. Необходимо удостовериться, что предостережения "не делать никаких глупостей" дошли до всех по нисходящей линии, даже до самых низших слуг.
Кроме того, когда вы сопровождаете своего господина в столичный город и сталкиваетесь на улице со свитой другого господина, если юные храбрецы из охраны двух сторон начинают дерзить и затевают ссору, немедленно примите меры, достаньте копье лорда из чехла и укрепите его на паланкине. Следите за развитием событий и, если обстановка накаляется и все рыцари обнажили свои мечи, подведите лошадь лорда к его паланкину, помогите ему сесть верхом, затем достаньте его копье и передайте ему. Обнажите свой меч и будьте готовы действовать.
Далее, когда вы сопровождаете своего господина на вечерний прием, если что-нибудь неожиданное случается во время застолья, и, похоже, ситуация может выйти из-под контроля, идите в дом с мечом в руках и заявите лакею в прихожей: "Я такой-то, слуга такого-то. Похоже, здесь назревают беспорядки, и я беспокоюсь о своем господине. Пожалуйста, скажите ему, что я здесь".
Слуга в прихожей может ответить: "Хотя ничего серьезного не случилось, ваша озабоченность понятна. Ваш хозяин в полном порядке, поэтому не беспокойтесь и скажите, чтобы не волновались ваши товарищи". В этом случае, прежде всего выразите удовлетворение, но все потребуйте позвать господина, чтобы перед тем, как уйти, удостовериться собственными глазами в его благополучии.

0

42

Самовыражение

На службе у сюзерена вам может выпасть случай выполнять такую необычную работу для своего господина, что ваше сердце переполнит чувство гордости, и окружающие тоже будут хвалить вас. При этом мнение самого сюзерена о вас и вашей работе будет не столь высоким.
Может случиться, что про себя он и оценит вас высоко, но ничем это не выразит, а раз нет особых наград, то и ваши усилия выглядят напрасными. Если вы чувствуете разрадражение и негодуете по поводу неблагодарности лорда, выполняя свою работу без прежнего энтузиазма, вы поступаете неподобающим образом.
Воины эры Воюющих государств бесчисленное число раз за свою жизнь принимали участие в битвах, отдавая жизни за своих сюзеренов и предводителей; они-то уж точно никогда не заносились, пока не достигали великой известности благодаря своим подвигам. Что же до службы в мирное время, она вся лишь в том, насколько хорошо вы ползаете по татами, складывая вместе ладони и ведя словесную дуэль - в вашей жизни нет места таким вещам, как сражение.
Конечно, когда приходит время проявить преданность и выполнить долг, не имеет значения, идет ли война или сейчас мирное время; это официальные обязанности рыцаря, находящегося на службе. Заслуживает ли это какой-либо особой награды как что-то необычное, полностью зависит от лорда - все, что вы должны делать - быть готовым исполнить свой профессиональный долг, и у вас нет никаких оснований для выражения недовольства.

0

43

Преданность до смерти

Рыцари на службе настолько облагодетельствованы своим лордом, что у них просто нет способа погасить свой долг. В конце концов они могут сопровождать его и в смерти, покончив жизнь самоубийством, но эта практика сейчас вне закона. И все же они считают унизительным для себя провести всю жизнь дома, выполняя обычную работу.
Если кому-нибудь, даже ценой собственной жизни, предназначено оказать услугу, на которую не способны его товарищи, - это в сто раз лучше, чем последовать за лордом после его смерти. Этим он не только еще раз послужит лорду, но и поможет всем обитателям владения, сильным и слабым. Как рыцарь высшего ранга, обладающий всем необходимым, чтобы служить образцом для современных воинов, то есть преданностью, чувством долга и смелостью.
Дом высокопоставленной персоны, как правило, часто посещают духи мщения. Имеется два способа, какими эти привидения приносят неприятности. Первый - это преждевременная смерть от несчастного случая или болезни достойного похвалы и подающего надежды юного воина из числа наследников домов и начальников поместья; человека, обладающего всеми тремя рыцарскими качествами - преданностью, чувством долга и смелостью; того, кто, бесспорно, должен был поступить на службу к лорду и надолго укрепить репутацию его клана.
Сюда же можно отнести и случай с великим воинским начальником, который умер молодым, упав с лошади; говорят, это была работа мстительного привидения, которое долгое время наведывалось в дом хозяина.
Другой путь, каким дух мщения доставляет неприятности, - проникнуть в сознание особо любимого лордом воина, затем обмануть лорда и побудить его к неправильным действиям.
Насчитывается шесть способов, при помощи которых рыцарь может ввести в заблуждение своего господина.
Первый - блокировать глаза и уши лорда таким образом, чтобы другие служащие или кто-нибудь еще не могли выразить свое мнение, мстительный дух так его исказит, что лорд не примет его всерьез. Поэтому все дела во владении, важные и пустяковые, пойдут лишь через этого одного человека, делая его незаменимым в глазах лорда.
Второй - подготовить перевод в другое место тех рыцарей из числа служащих в поместье, которые отличаются рвением и отвагой и могут служить опорой для лорда. Удаляя их от лорда, одержимый бесами рыцарь устанавливает свои связи в структурах, близких к лорду, окружая его льстецами и подхалимами, которые будут делать, как скажет этот рыцарь, надеясь на то, что лорд никогда не услышит о его стремлении к величию.
Третий способ обмануть лорда - увлечь его мысли женщиной, утверждая, что это благо для сторонников лорда и ничего нет важнее, чем заполучить наследников. Одержимый бесами рыцарь подбирает девиц, не удосуживаясь проверить их родословную так же тщательно, как внешность, поскольку они красивы и к тому же музицируют и хорошо танцуют, убеждая господина, что ему необходимо расслабиться и отдохнуть. Даже от природы умный лорд легко поддается женским чарам, что уж говорить о лордах, недалеких по натуре. Вскоре он теряет благоразумие и утверждается в мысли, что отдыхать - это прекрасно. Неизбежно разгул усиливается, пока в конечном счете лорд не начинает проводить дни и ночи в гареме, пренебрегая делами своего дома и поместья. Если старейшины или старшие управляющие имения хотят с ним встретиться, он избегает встреч и оставляет все дела на усмотрение того рыцаря, которого бес попутал. Когда делами ведает один человек, его влияние и сила растут изо дня в день, тогда как авторитет других старейшин и управляющих ослабевает.
Поэтому дела владения поражает коррупция всех видов и мастей.
Четвертый путь - когда расходы осуществляются тайно при вышеупомянутых обстоятельствах и до таких размеров, что уже нечем расплачиваться по долгам, и поэтому учреждаются новые виды поборов, несовместимые с нормами предыдущих поколений. Здесь вмешательство одурманенного рыцаря происходит путем утаивания того, что причитается всем членам хозяйства сюзерена, несмотря на обнищание низших слоев общины. И пока лорд тратит все, что хочет, на роскошь и наслаждения, вассалы поместья, от мала до велика, даже если они и не говорят об этом открыто, испытывают чувство досады и неудовольствия. И в результате никто из них не испытывает преданности и готовности исполнению долга.
Пятый случай - когда рыцарь не уделяет должного внимания боевым искусствам в благодатное мирное время, как сейчас. Поэтому вместо того, чтобы указать на недопустимость для господина слабого владения навыками боевых искусств, он убеждает своего господина в отсутствии необходимости каких-либо военных приготовлений. В таком владении не редкость, если его воины вообще не тренируются с самого начала, полагая, что и так хорошо. Они не практикуются в боевых упражнениях, сами обзаводятся амуницией и оружием, не получая военного имущества от лорда. Раз они свыклись с мыслью, что все прекрасно, то когда возникнет неотложная нужда, их владение уже не будет напоминать фамильную крепость династии известных военачальников. Случись на следующий день какой-нибудь инцидент, и они лишь в панике разбегутся, абсолютно необученные, крайне ненадежные.
Шестой вариант - это когда господин предается кутежам, пьянствет и дебоширит. По мере того, как он втягивается в эти занятия все больше и больше, уже нанося вред своему здоровью, рыцари владения деморализуются и занимаются чем попало без какой-либо привязанности и искренности чувств. Государственные дела и постановления правительства не выполняются так, как должны бы исполняться. В конце концов может пострадать положение лорда, и это действительно будет несчастьем.
Сейчас, даже если вся община владения ненавидит упомянутого рыцаря, который составляет налоговые ведомости, обвиняя его как дьявола в доме и врага господина, приводя девять из десяти доказательств его виновности, не представляется другой возможности, кроме как передать дело в суд и изложить показания (аргументировать эти случаи) устно, не пачкая свои руки. Проблема вряд ли может быть разрешена келейно, в частном порядке; всю ситуацию во владении лорда должно расследовать центральное правительство. Ухудшение обстановки может привести к общественному скандалу и послужить поводом для действенного вмешательства правительства.
В истории не было случая, когда бы барон, неспособный управлять своим хозяйством и в силу этого вынужденный обратиться за помощью к правительству подобным путем и сохранял бы при этом свое положение. Точно как в метафоре - когда убивают быка, чтобы выпрямить его рога, или сжигают дотла храм, чтобы поймать мышь. Когда лорд утрачивает свой статус, обитатели его хозяйства лишаются всех своих прав.
При таком положении дел логичным будет схватить злодея, того беса, обосновавшегося в доме, того врага лорда, и разделаться с ним, как вам угодно - пронзить его мечом или отрубить голову. Затем, когда дело будет сделано, вы самоочищаетесь, покончив жизнь самоубийством. Тогда не будет никакого правительственного расследования, и положение лорда останет незыблемым. Население вотчины лорда будет защищено, и в стране воцарится мир.
Поступив так, вы станете примером для рыцарей наших дней - преданным, исполненным чувства долга и смелым - в тысячу раз лучше, чем тот, кто убил себя после смерти своего господина.

0

44

Культурное совершенствование

Само собой разумеется, что позиция твердости и силы - самая главная на Пути воина, но если сила - это все, что у вас есть, вы будете напоминать крестьянина, превратившегося в самурая, что в принципе невозможно. Вам следует получить образование как нечто само собой разумеющееся, и желательно также постепенно в свободное время научиться таким вещам, как поэзия и чайная церемония.
Не получив образования, вы не можете понять природу происходившего в прошлом и происходящего сейчас. Не имеет значения, насколько вы умны или сообразительны,в реальной жизни в самых разнообразных ситуациях вы столкнетесь со многими препятствиями.
Если вы имеете примерное представление о зарубежных странах и о самой Японии и серьезно относитесь к таким основным понятиям, как время, место и ситуация, чтобы управлять событиями как подобает, вы не сделаете так много ошибок. Вот почему я говорю, что получение образования должно быть делом само собой разумеющимся.
Однако, если вы будете придавать преувеличенное значение образованию, это может привести к заносчивости. Вы начинаете свысока смотреть на необразованных и невежественных людей, и, что хуже всего, у вас развивается склонность к экстравагантным поступкам и преклонение перед иностранными новинками. Вы считаете, что все пришедшее из-за рубежа хорошо, настаивая на своем предубеждении, и не осознаете, что многие из этих вещей не используются в нашей стране сегодня и потому бесполезны, даже если в теории они и хороши. Такое положение дел просто ужасно.
И далее, когда наступает время учиться искусству поэзии, вспомните о том, что в соответствии с японскими традициями многие известные военачальники и храбрые рыцари в совершенстве владели этим мастерством. Поэтому, даже если вы и воин невысокого ранга, желательно проявить интерес к стихам и быть готовым слагать их.
При этих условиях, даже если вы забросите все остальные занятия, чтобы сосредоточиться на поэзии, прежде чем вы сами пойдете на это, ваше сердце и лицо смягчатся, и вы станете выглядеть как самурай-аристократ, избавившийся от привычек воина. Особенно, если вы слишком увлечетесь этой модной версией хайку - хайкай, тогда даже в компании сдержанный и неразговорчивых коллег вы превзойдете их в игре слов, остроумии и легкости общения. Временами это может быть восхительным, но воину все же следует избегать такого поведения.
Что касаается чайной церемонии, то она служила приятным времяпрепровождением рыцарям периода сёгунов Киото. Даже если вы сами не интересуетесь этим искусством, тем не менее может случиться, что вас пригласят в чей-либо дом, или вам придется сопровождать высокопоставленного вельможу. В таких случаях следует знать все тонкости церемонии: как приблизиться и войти в чайный домик или комнату для чайной церемонии, как любоваться интерьером, как принимать пищу и как пить сам напиток. Следовательно, вам надлежит получить необходимые инструкции по чайной церемонии и хотя бы немного выучить их.
Место для чаепития. Суть церемонии в том, чтобы наслаждаться уединением и безмятежным спокойствием вдали от мирских забот, богатства, положения и славы. Следовательно, не важно, насколько богаты люди, или даже если они чиновники центрального правительства, во внутренних двориках своих чайных домиков они воспроизводят горы, леса, реки и долины. Строгая простота и отсутствие излишеств - главные требования к интерьеру и внешнему облику чайных домиков. Балки из бамбука, столбы из покрытых корой деревьев, крытые соломой карнизы крыши, простые окошки без рам, бамбуковые жалюзи, сплетенные из веток двери и калитка. Даже принадлежности для чайной церемонии и посуда не должны привлекать внимание и быть чересчур красивыми; замысел заключается в создании атмосферы пренебрежения материальным миром, вещизмом; только наслаждение полной, свободной от всего непринужденностью. Поэтому считается, что чайная церемония может помочь в совершенствовании Пути воина.
Так что, если вы приготовили место для чайной церемонии, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться простым чаем, пользуясь развешанной на стене посудой и утварью современного машинного производства.
В жизни легкое или приятное может быстро превратиться в трудное и навязчивое. И прежде чем вы познаете это, у вас может развиться тяга к роскоши; увидав кого-либо с красивым чайником, вы почувствуете досаду, глядя на свой старый кувшин. То же и в отношении всей остальной утвари для чайной церемонии; в конце концов у вас появляется желание приобрести прекрасные изделия. Довольно скоро вы начинаете искать распродажи, учитесь оценивать старинные вещи и покупать хорошую утварь по низкой цене. Вы можете увидеть что-нибудь заслуживающее внимания в чужом доме и захотеть приобрести подобные вещи для себя. И если вы начинаете меняться чайными принадлежностями, добиваясь успешного для себя завершения сделки, ваше поведение становится похожим на действия торговца из нижнего города, который во всем видит лишь коммерческий интерес. В результате вы утратите истинное понимание сущности рыцарства, превратившись в человека с отвратительным характером.
Чем стать фанатом такого рода, уж лучше вообще ничего не знать о чайной церемонии. Даже если вы настолько невежественны, что понятия не имеете, как подобает пить "чай в саду", это не остановит вас на Пути воина.

0


Вы здесь » Anime For You - Форум сообщества Анимешников ^__^ » Япония » Кодекс самурая